Прошёл месяц с начала учебного года, начавшегося под знаком нового закона об образовании, который внёс немало нового в учебный процесс. За этот короткий промежуток времени уже успели проявиться как его положительные моменты, так и недоработки. О насыщенности новых образовательных стандартов, дошкольной подготовке детей и повышения рейтинга ульяновских вузов мы поговорили с заместителем председателя правительства Тамарой Девяткиной.

– Тамара Владимировна, за прошедший месяц выявились ли новые проблемы, связанные с законом об образовании? Приживаются ли какие-то нововведения труднее других?

– За месяц трудно проанализировать действие закона об образовании, но некоторые результаты уже можно обозначить. Это касается среднего специального образования. По новому законодательству изменились условия приёма студентов: отмена вступительных экзаменов дала возможность привлечь больше студентов, а самое главное – собрать более качественный состав учащихся в связи с введением конкурса аттестатов. Теперь любой техникум может выбирать лучших, что повышает конкурентоспособность ученых заведений, появился конкурс между образовательными учреждениями этого звена. Уровень первокурсников сегодня выше.

Есть одна проблема, по новому закону контрольные цифры приёма на бюджетные места определяются только на аккредитованные специальности. Техникумы быстро отреагировали и ввели специальности, необходимые области. Аккредитацию они получат только после того, как ребята проучатся год. Таким образом, получается, что новые специальности не имеют бюджетных мест.

– Какие действия будут предприняты для решения этой проблемы?

– Мы обратились в федеральное министерство образования и науки. Думаю, нас там услышат, так как это проблема всей страны. В последнее время к среднему специальному образованию у ребят повышенный интерес, они прагматично подходят к выстраиванию своей судьбы. Молодые ульяновцы могут получать высшее образование заочно, но они уже застрахованы в жизни – у них есть специальность.

– Как обстоят дела с обеспечением бесплатными учебниками?

– Для Ульяновска это тяжелый вопрос, так как все остальные муниципальные образования уже сформировали учебный фонд, а в Ульяновске не велось системной работы. Хочу сказать, что этот вопрос находится на личном контроле губернатора. На сегодняшний день 94 процента Ульяновской области обеспечены бесплатными учебниками, закуплено около 600 тысяч учебных пособий.

– На форуме одной из ульяновских школ писали, что часы русского языка в 9 классе сократили до двух. Администрация школы ссылается на стандарт. В то же время чиновники и директора школ заявляют, что стандарты не беднее тех, что были раньше. С чем связано это противоречие?

– Совершенно авторитетно заявляю, что количество часов русского языка не снижено, их столько же, сколько и в советское, и в постсоветское время.

В 9 классе русского языка было всю жизнь два часа. В 8 классе всегда было 3 часа русского языка и 2 часа литературы. Когда учителя говорят, что образовательные стандарты не обеднели, они не лукавят.

– Тогда почему подобные жалобы поступали только из одной школы?

– Сейчас появилась тенденция: школы профилируются с более раннего этапа. И те часы, которые называются региональным компонентом, а на 9 класс – это два часа, распределяются в соответствии с направлением школы или класса.

Я считаю, что перед распределением необходимо предложить родителям и учащимся различные варианты.

– С нового учебного года детский сад стал первой ступенью образовательной системы, для которой также создаются стандарты. Почему же тогда заведующие детскими садами подчёркивают, что с обязанность подготовки детей к школе с дошкольных образовательных учреждений сняли?

– С детских садов не сняли функцию подготовки детей к школе. Они действительно стали первой ступенью общего образования, обязанной, подчёркиваю, готовить детей к школе. Не научать, а готовить. Не учить читать, а готовить к чтению, не учить писать, а развивать мелкую моторику, не учить решать математические задачи, а давать логические задачки. В последнее время детские сады, чтобы привлечь детей, начали учить читать, писать. Но природу не обманешь. По своему развитию ребёнок ещё не готов к этому, не надо его насиловать.

В этом возрасте ведущая деятельность у детей – игровая. Ребёнок живёт и учится играя. Не просто так есть игры в парикмахерскую, в магазин, в школу и так далее. В процессе этой деятельности ребёнок социализируется, учится выстраивать отношения. А мы его загружаем математикой, чтением, письмом. В итоге первоклассники приходят в школу и играют. Потому что в детском саду не доиграли.

– На одном из аппаратных совещаний губернатор дал поручение – повысить конкурентоспособность вузов. Какими путями будет решаться эта задача?

– Вузы – это резерв развития региона. На сегодняшний день уже прописана дорожная карта, будут встречи с каждым учёным советом каждого ульяновского вуза, на них обсудят планы по развитию конкурентоспособности на мировом уровне. Областная администрация в свою очередь будет создавать условия для этого развития.

Будет сформирован перечень направлений для исследования и эффективного решения проблем в развитии профессионального образования области.

Необходимо не просто готовить кадры. К примеру, каждый студент пишет курсовые и диплом, в последнее время совершенно оторванные от жизни региона. На сегодняшний день стоит задача сделать так, чтобы эти работы были связаны и приносили пользу региону.

Ещё одно направление – это повышение публикационной активности и цитируемости наших учёных. Сейчас прорабатывается создание областного межвузовского центра с доступом к международным аналитическим системам, таким как SCOPUS, Web of Science.

В 2014 году предполагается учредить грант на сумму порядка 200 000 рублей, который будет вручаться самым публикуемым авторам и самым цитируемым авторам.

Кроме того, губернатор часто выезжает за рубеж с инвестиционной группой и презентует область. В эту группу войдут и вузы, будут себя презентовать.

– Почему число иностранных студентов должно увеличиваться? Как это влияет на рейтинг вуза?

– Главная причина – это повышение престижности вуза. Кроме того, иностранные студенты приходят всегда на внебюджет, то есть это улучшение экономического состояния вуза.

Присутствует и серьёзная политическая составляющая. Если министр или крупный промышленник той или иной страны закончил ульяновский вуз, то он за годы обучения обзавёлся друзьями, связями. Когда дело доходит до экономических и инвестиционных отношений, то предпочтение с большой долей вероятности будет отдано Ульяновской области. В своё время СССР обучал порядка 90 тысяч иностранных студентов и значительно на это тратился – всё ради дружественных международных отношений.

– Тамара Владимировна, расскажите об опыте педагогического университета, который едва не попал в прошлом году в «черный список» вузов.

– Мы достаточно много поработали над фактическим содержанием вуза для того, чтобы он не попал в разряд неэффективных. Это и улучшение материально-технической базы, и создание медиацентра вместо обычной библиотеки, организация группы дошкольного пребывания для детей студентов и многое другое.

Но мало доказать, что мы много делаем и вуз начинает развиваться. Нужно ещё и показатели предоставить. Мы настороженно ждём очередного мониторинга министерства образования, где рассматриваются все критерии.

Мониторинг будет проведён по 2012 году, а все перечисленные нововведения появились в 2013 году. Поэтому сохраняются опасения, что история просто так не закончится.

– В обществе существовало мнение, что звания «неэффективный» вуз удостоился благодаря тому, что в нём нет внебюджетных мест, и он просто не окупается…

– Нет, это не так. Анализируют абсолютно объективные вещи, общие для всех вузов: количество иностранных студентов, баллы ЕГЭ, площади, эффективность работы профессорского и преподавательского коллектива.

– И продолжение темы УлГПУ. Расскажите о процедуре выбора ректора в связи с избранием Анатолия Бакаева председателем ЗСО. Известно, кто претендует на пост руководителя вуза?

– Запущена простая и отработанная процедура. На год министерство образования России назначит исполняющего обязанности, вуз будет готовиться к конкурсу, по результатам которого выберут ректора. Кто пойдёт на конкурс, покажет этот год работы, кого-то могут порекомендовать в министерстве, кого-то – коллеги по вузу, могут претендовать кандидаты из других университетов.

– В УлГТУ выросла плата за общежитие. Руководство вуза объясняет это отменой льгот федерального Минфина. Коснулась ли данная проблема других вузов? Какие программы поддержки студентов разрабатываются вузами?

– Плата за общежития выросла в УлГТУ и УГСХА. В этих вузах действуют компенсационные меры – 50 процентов от стоимости общежития выплачивают студентам без академических задолженностей, не нарушающим устав университета. В техническом вузе повышение коснулось только бюджетников.

Решение о повышении платы принималось только в этих вузвх. Я думаю, что они проводили какие-то консультации с министерством образования и решили, ввести систему поддержки.

Несмотря на то, что с 1 сентября прошло ещё мало времени, Тамара Девяткина подчеркнула, что, за исключением описанных проблем, закон хорошо вписался нынешнюю российскую действительность и функционирует уверенно, а все действующие и запланированные меры по развитию профессионального образования должны поднять рейтинги ульяновских вузов не только на российском, но и на международном уровне.

Алексей Хорошилов