Взаимоотношения между собственниками и управляющими компаниями – одна из самых болезненных тем современного ЖКХ. Журналистам «Управдома» не раз приходилось выступать в роли посредников между обеими сторонами. Иногда мы пытаемся устроить «очную ставку» для обеих сторон, в некоторых случаях дело заканчивается «заочной перепиской». Так случилось и на сей раз…
Инициативные жители, проживающие на бульваре Новосондецком, 15, неоднократно пытались получить у своей управляющей компании (ООО «УК Жилстройсервис») ответы на ряд традиционных вопросов: как именно начисляются ОДН, какая организация устанавливала в их доме общедомовые счетчики и так далее. Ответы вроде бы давались, но жителей они совсем не устраивали. Тогда один из них – Николай ЧАЙКИН – написал в «Управдом» обращение, выдержки из которого мы приводим ниже.
Письмо 1-е. Вызов брошен
Для того чтобы читателю была понятна общая психологическая установка обращения, приведем полностью его название (данное, конечно, самим автором): «Преднамеренное искажение начислений за коммунальные услуги с целью получения незаконных платежей в особо крупном размере».
Теперь процитируем некоторые отрывки.
«В апреле 2013 года управляющая компания без согласования с собственниками меняет условие возврата средств, инвестированных на монтаж общедомовых счетчиков и погодного регулирования, и производит начисление за ГВС и канализацию в объеме 345 куб. метра на сумму почти 33 тыс. рублей. В мае 2013 года начислены ОДН по ГВС и КАН на 1273,3096 куб. метра, на сумму более 192 тыс. рублей.
Эти начисления произведены якобы на основе разности показаний общедомовых приборов учета и индивидуальных счетчиков. При этом, несмотря на требования собственников, «Жилстройсервис» не предоставил полные исходные данные и расчет по данным начислениям».
Как считает автор обращения, возникающее положительное или отрицательное сальдо по платежам является величиной возвратной, то есть переплата или недоплата устраняется перерасчетом. ОДН в данном случае фактически является двойной оплатой за воду и канализацию.
Затем автор переходит от размышлений о том, что же такое ОДН, к конкретным цифрам по своему дому.
«УК начисляет ОДН на площадь подъездов, которая в нашем доме равна 4944 кв. м. В подъездах не предоставляется коммунальная услуга по горячей, холодной воде и канализации. Иными словами, в подъездах отсутствуют питьевые фонтанчики, рукомойники и ванны с канализацией и т.п.
В нашем доме точками разбора оборудованы три колясочных и слесарная мастерская, к которым жители дома не имеют доступа. При этом вода расходуется УК на санитарно-гигиенические нужды персонала и уборку. Соответственно, она должна оплачиваться управляющей компанией – за счет средств по содержанию жилых и нежилых помещений.
В связи с этим в апреле 2013 года собственники приняли решение об установке приборов учета в колясочных. С апреля начисление платы за ОДН по горячей воде должно было производиться только по показаниям установленных приборов учета. Они таковы: в апреле ГВС – 2 куб. м, в мае – 2,3 куб. м, в июне – 1,8 куб. м. В то время как потребленные объемы, выставленные УК, составили 345 и 1273 куб. метров!».
И в завершение письма – о так называемой системе погодного регулирования. ЧАЙКИН сомневается в самой необходимости установки подобного оборудования.
«Собственники жилья не принимали решения по установке в 15-м доме приборов погодного регулирования. Установку погодного регулирования трудно считать мероприятием по снижению затрат энергоресурсов и повышению энергоэффективности: наоборот, все эти мероприятия ведут к дополнительным материальным, финансовым и трудовым затратам. Не случаен и тот факт, что «Жилстройсервис» не предоставляет отчет об экономии энергоресурсов».
Письмо 2-е. Вызов принят
Естественно, нам захотелось узнать позицию и второй стороны. Мы переадресовали вопросы из письма Николая ЧАЙКИНА его оппонентам – ООО «Жилстрой-сервис» – и получили достаточно любопытный ответ, подписанный директором управляющей компании Алексеем БОЛОТОВЫМ.
«В июне по личному требованию Н.Ю. Горбуновой (председателя совета дома №15) мы предоставили полную информацию, которая используется при расчете ОДН. Иного в запросе не содержалось – речь не шла ни об апреле, ни о каком-либо другом месяце (в июне 2013 года ОДН вообще не выставлялись). По запросу от 15.08.2013 года ей же была вторично предоставлена ниже приведенная информация (далее приводятся таблицы, одну из которых мы публикуем на этой странице – ред.)».
По уверению специалистов УК, данные таблицы, составленные ООО «РИЦ» и инженерной службой «УК Жилстройсервис», содержат все необходимые данные
– нормативные и расчетные, а также показания, переданные квартиросъемщиками за соответствующий отчетный период.
«Все расчетные операции, – продолжает автор ответного письма,
– выполняются не «вручную», с калькулятором, как пытается это проделать Чайкин, не обладая достаточным объемом технических, математических знаний, рядом правовых документов на современном уровне, а с помощью программного комплекса ООО «РИЦ».
– Ничего другого при начислении платы за коммунальные услуги не требуется, – заключает Алексей БОЛОТОВ. – И если он прав, обвиняя всех специалистов в жульничестве и некомпетентности, то ему не составит труда сделать анализ по выше приведенным цифрам!
Далее в этом же письме указывается на «неправильную позицию» старшей по дому, которой – цитируем – «ежемесячно и по требованию выдаются на руки информационные документы и отчеты».
«Специалисты компании практически каждую неделю по 1,5-2 часа занимаются с Горбуновой. Для чего? Судя по письму Чайкина, вся информация остается «в недоступном пользовании». Самому Чайкину также неоднократно предоставлялись все документы по его запросу, – вопрос в том, смог ли он их прочесть и истолковать в правильном русле?».
КОММЕНТАРИЙ СПЕЦИАЛИСТА
Приведенных цитат вполне достаточно, чтобы читатель самостоятельно сделал выводы.
Мы, однако, решили привлечь третью сторону для оценки этой спорной ситуации и попросили дать свой комментарий эксперта. Итак, ниже мы приводим мнение о процитированной «нелюбовной переписке», которое принадлежит начальнику отдела общественного контроля в сфере ЖКХ областного Фонда содействия реформированию ЖКК Геннадию АНТОНЦЕВУ.
– В чем однозначно соглашусь с Николаем Алексеевичем, так это в том, что собственник должен иметь возможность получить все суммы, необходимые для расчета коммунальных платежей.
Будет он считать или нет, – дело другое. Но доступ к цифрам быть должен. Лично мне импонирует желание и настойчивость Чайкина разобраться с платежами, потому что такие дотошные жители и помогают навести порядок в коммуналке.
Кстати, недавно областное Министерство энергетики и ЖКК утвердило новую форму платежного документа, в которой управляющая организация должна дать все цифры и расчеты (!), вокруг которых идет
сыр-бор в письме Николая Алексеевича. Эта форма рекомендована всем УК к внедрению уже с сентября.
С другой стороны, трудно понять, как говорят дети, кто «первый начал» – УК или Чайкин. Из переписки «торчат уши» негативного отношения сторон к друг к другу. Собственник обвиняет компанию в преднамеренном искажении начислений, допуске мошенничества, прокручивании платежей и прочая. А УК, в свою очередь, утверждает, что собственникам предоставлена полная информация для расчетов (хотя, на мой взгляд, информация недостаточно полная), и отсылает к старшей по дому, которая заняла «неправильную позицию».
Налицо – конфликтные отношения, при которых деловое общение невозможно. Значит обеим сторонам нужно успокоиться и от взаимных обвинений перейти к конструктиву. Эмоции в таком споре – лишние…
В чем соглашусь с Николаем Алексеевичем? Главная претензия к ОДН в том, что в реальной жизни мы не потребляем некоторые услуги «в процессе использования общего имущества» (цитата из постановления Правительства РФ №354) в объемах, выставляемых нам к оплате. Называть эти услуги общедомовыми нуждами неправильно. Если называть вещи своими именами, то ОДН – это разница объема ЖКУ, зафиксированного общедомовым прибором, и объемами услуги, зафиксированными приборами индивидуального учета, плюс потребление по нормативам.
Было бы правильно, если бы Николай Алексеевич не голословно заявлял об игнорировании его управляющей организацией, а предоставил тому доказательство. Тогда мы сможем встать на защиту его прав.
Разобрать «по косточкам» взаимные упреки можно. Но нужно ли?
Главное – не доводить дело до конфликта. Если же нужен посредник для урегулирования споров, наш отдел готов выступить в таком качестве. Милости просим, на ул. Пушкинскую, 15А.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.