Как и многие испанцы, художник Франсиско Гойя обожал корриду. И даже сам участвовал в боях.

Поэтому, иллюстрируя книгу о корриде, не смог удержаться и создал ряд офортов, основанных на личных впечатлениях от реальных боев. Какими они были, ульяновцы могут узнать на выставке графики Гойя из фондов Государственного центрального музея современной истории России в Музеемемориале Ленина.

Привезенные в Ульяновск графические серии «Тавромахия» и «Пословицы» (сам Гойя называл эту серию «Глупости») не растиражированы и мало известны широкой публике. Советский Союз получил их в 1937 году в дар от профсоюза испанских трудящихся к 20-летию Октябрьской революции вместе с экземплярами других графических серий Гойи. Листы были отпечатаны в том же году: по заказу правительства Испании мастера национальной гравировальной мастерской выполнили последнее издание графики Гойи на бумаге XIX века и по технологии того времени, когда творил сам художник.

Казалось бы, коррида – простой сюжет, «документальный» жанр. И, на первый взгляд, так оно и есть: график последовательно прослеживает исто-рию корриды от боев мавров с быками до торжественных ритуальных сражений своих современников. Авторские подписи к офортам подсказывают зрителю, как называются орудия пикадоров и тореадоров, указывают на шокирующие публику безрассудства тореро, называют имена знаменитых – Мартинчо, Хуанито Апиньяни, Мариано Сеобальоса по прозвищу Индеец, обозначают этапы сражений – например, травлю быка собаками или нападение быка на осла из «живой ограды», защищающей тореро. Но Гойя выше простой документалистики и, тем более, парадности. Он показывает страх и смятение тореадора перед разъяренным животным, трагический момент нападения быка на публику и смерть одного из зрителей, падение пикадора с лошади прямо под копыта быка. Это животное, по мысли Гойи, олицетворение природной стихии, с одной стороны, и воплощение трагического времени первой половины XIX века – времени революций и наполеоновских войн, с другой стороны, поясняет автор выставки, завотделом изобразительных искусств Музея современной истории Вера Панфилова. Бой с быками у художника становится символом борьбы без побед.

– Гойя не только великий живописец и философ, но и великий ремесленник, рассказала Панфилова. – Для работы офортиста мало художественного таланта, он должен иметь зоркий глаз и твердую руку. Граверу нельзя списать недостатки работы на фразу вроде «я так вижу», любое неверное движение испортит все. А Гойя к тому же совершил определенный прорыв в этом виде творчества: до него граверы использовали только резец, а он первым начал пользоваться кистью и тушью.

По словам Панфиловой, серия «Пословицы» при жизни Гойи не печаталась и впервые была издана только в 1864 году. В 18 листах художник высмеял человеческую глупость в разных аспектах – в масштабе личности, государства, религии и прочих. Вот женская глупость: как часто мы создаем себе кумира из того, кто этого заведомо не заслуживает. А вот отсылка к русской пословице: «Не руби сук, на котором сидишь». К слову, Гойя в этой серии офортов обратился к жанру народного рисунка, близкого русскому лубку. Для усиления своей мысли он обращается к гротеску, и прекрасный образ при внимательном рассмотрении нередко оборачивается чудовищем.

Анна МИХАЙЛОВА