В Музее современного изобразительного искусства открылась выставка Рокуэлла Кента.

Имя Рокуэлла Кента бывшим советским школьникам было известно по тексту в учебнике английского языка: это единственный американский художник, которого мы «проходили». Тому есть простое объяснение: Кент увлекался идеями социализма, был другом Советского Союза, входил во Всемирный Совет Мира и возглавлял Национальный совет американо-советской дружбы.

После двух выставок в Москве он подарил Государственному музею изобразительного искусства имени Пушкина около тысячи (!) своих работ. Часть из них (а именно 55 произведений) экспонируется на открывшейся выставке в Музее современного искусства. Это уже одиннадцатая выставка в рамках совместного проекта музея и ГМИИ, и в Ульяновске все чаще поговаривают об открытии в городе представительства ГМИИ.

Центром экспозиции стали пять полотен из «гренландского» цикла Кента, которые в полной мере отражают его живописную манеру «певца северных широт», красоты природы и духовного величия человека. Если посмотреть на них внимательно, а также на другие его работы, создается ощущение, что Кент тебе почему-то очень знаком. Видимо, дело в том, что художник в своем творчестве сочетал реалистическую манеру с романтическим символизмом, а это нам, людям родом из СССР, очень знакомо и привычно. Это, конечно, не голый соцреализм с соцромантизмом, но все же Рокуэлл Кент в этом смысле очень «наш», хоть принимай его в Союз художников России. Впрочем, почти так и случилось: в 1962 году он стал почетным членом Академии художеств СССР. Было также трудно отделаться от ощущения, что графика Кента чем-то напоминает графику ульяновского художника Бориса Склярука.

На рисунки и гравюры стоит обратить особое внимание, в первую очередь, пожалуй, на такие работы, как «Автопортрет», «Шарлотта», «Ухаживание» и странный плакат под названием «Вечная бдительность – цена свободы». Кент много работал как книжный иллюстратор, он оформил рисунками известные книги: «Моби Дика» Мелвилла, вольтеровского «Кандида», на выставке вы увидите его мастеровитые иллюстрации к «Фаусту» Гете, «Декамерону» Боккаччо, к эпической поэме «Беовульф». К восприятию Кента вас подготовит чтение краткой и содержательной аннотации куратора выставки Татьяны Тютвиновой.

Кент прожил длинную жизнь (почти 90 лет), был жизнелюбом, неутомимым путешественником, свои впечатления оставил не только в полотнах, но и книгах (они переведены на русский язык). Его политические взгляды и рост популярности в США поп-арта, абстракционизма и прочих «измов» привели к тому, что известность художника на родине сильно упала, зато в СССР его полюбили и обласкали, дав Ленинскую премию «За укрепление мира между народами».

Выставка Рокуэлла Кента будет работать до 1 декабря, после чего музей закроется на капитальный ремонт. Как говорится, спешите видеть.

Сергей Гогин