Редкий пролётный подвид, центрально-европейская, популяция которого внесена в Красную книгу России.
Настоящая водная птица средних размеров (крупнее кряквы), отлично плавает и ныряет, но на суше передвигается с большим трудом. Основная пища – мелкая и средней величины рыба.
В Ульяновской области во время пролета гагары придерживаются акватории Куйбышевского водохранилища и его заливов, на других водоемах области появляются очень редко.
фото Михаила Корепова
На пролете гагары не образуют больших стай, летят поодиночке или парами, иногда образуя небольшие скопления на воде. В разгар весенней миграции можно наблюдать даже разрозненные группы из 10—20, редко — 50—60 и более птиц. Численность вида в Европейской России пока достаточно велика (в основном за счет северных популяций) – 100—200 тысяч пар, но популяция в центре европейской части России за последние десятилетия сильно сократилась и, по экспертным оценкам, не превышает 300—400 гнездящихся пар.
Лимитирующие факторы:
В местах гнездования исключительно сильную отрицательную роль играет фактор беспокойства, т. к. эта птица не выносит присутствия человека. Озёра, часто посещаемые людьми, гагары перестают использовать для гнездования. В этом главнейшая причина сокращения гнездового ареала и численности гагар в европейской части России. На пролете они гибнут в ставных рыболовных сетях и иногда попадают под выстрел. Опасность представляет также загрязнение воды, особенно нефтепродуктами.
Источники информации:
1. Флинт, 1982; 2. Доброхотов, Кнорре, 1941; 3. Маёршин А.А., личн. сообщение, 1986; 4. Tucker, Heath, 1994; 5. Красная книга Российской Федерации, 2001.