Наступил очередной отопительный сезон. В ноябре ульяновцам предстоит вновь платить за отопление (за октябрь), но вопросы с этой платой в прошлом отопительном сезоне так и остались висеть в воздухе: претензий граждан по платежам поставщики тепловой энергии опровергнуть не смогли, а надзорные органы хранят гробовое молчание. И похоже это на антинародный сговор.

Напомню вкратце, в чем состояло открытие жильцов сразу нескольких микрорайонов города.

Когда в действие вступили общедомовые счетчики на тепло, население обнаружило, что суммы резко выросли – почти вдвое выше норматива. Мы-то, со своей стороны, всегда настаивали, что и нормативы завышены, а уж ситуацию, когда по счетчикам получилось еще больше, назвали откровенным абсурдом. Назвали до того, как в редакцию поступили первые результаты расследований фокусов со счетчиками. Сначала убедились в этом на примере двух одинаковых квартир в центре Ульяновска, одна из которых отапливается от ТЭЦ, а вторая – индивидуальным газовым котлом. От ТЭЦ оказалось в пять раз дороже.

Именно пятикратное превышение и увидели жители, когда добились распечаток показаний приборов учета. А проанализировав эти документы с помощью специалистов-теплотехников, поняли, в чем дело. Оно в следующем: нагретая на ТЭЦ примерно до 100 градусов вода поступает не сразу в жилые дома, а сначала на промежуточные пункты, где смешивается с холодной и после этого распределяется по домам. Пройдя через отопительные системы домов, она, охладившись градусов на 20-30, возвращается на пункты, подмесом кипятка подогревается и снова идет в дома. То, что приходит из домов на пункты, есть собственное тепло домов, которое по нескольку раз и прогоняется через счетчики, и таким образом накручиваются те фантастические суммы, которые были в сезоне 2012-2013.

Все это мы зимой и весной подробно описали в своей газете – с конкретными цифрами, формулами и суммами. Сообщили, что жильцы направили обращения во всевозможные инстанции, в которых написали, что расчеты за тепло незаконны, просили их проверить и привести в соответствие с реальным потреблением тепловой энергии домами, что должно составить суммы в четыре-пять раз ниже. Поставщики попытались результаты этих расследований опровергнуть, но тем самым лишь подтвердили правоту авторов обращений.

Публикуя все это, мы, конечно, не рассчитывали на быструю реакцию какого-либо из властных или надзорных органов, но и не ожидали такого тупого молчания, этой поистине звенящей тишины. И мы догадываемся, в чем причина скорее всего, в том, что от этого пирога, формируемого поборами с населения, кормятся все заинтересованные очень и не очень лица и структуры. И обкрамсывать пирог не в их интересах.

С чем-то подобным столкнулся Борис Немцов, прошедший на сентябрьских выборах в Ярославскую областную думу. Вникнув в эту тематику, он обнаружил, что фирмы, снабжающие жителей Ярославщины теплом и электричеством, находятся на Кипре и работают по такой схеме: областные власти повышают тарифы, деньги, собираемые с населения, уходят на этот средиземноморский остров, а оттуда в Ярославль разным околовластным структурам идут крупные суммы как бы спонсорской помощи. То есть идут взятки – в благодарность за постоянное повышение тарифов. Так, думаю, и у нас, и это не что иное, как коррупция. Если они надеются, что нам надоест и мы писать о ней бросим, то зря надеются. Не бросим. Верим, что плотина когда-нибудь переполнится, ее прорвет и дело с мертвой точки сдвинется.

Василий Мельник