В минувший вторник состоялось третье заседание областного Законодательного Собрания V созыва. Вопросы короткой повестки дня содержали, в основном,поправки технического, уточняющего характера в местные законы. Что-то приводилось в соответствие с федеральными нормами – например, право ограничивать охоту на территории Ульяновской области передавалось от облправительства губернатору. Но два вопроса в повестке стояли особняком. Первый – сколько депутатов, работающих на постоянной основе (то есть получающих зарплату в ЗС), будет в новом составе областного парламента? И второй – кто ими станет?
Депутатов на зарплате прибавилось
Заседание получилось своеобразным «бенефисом» депутата фракции КПРФ Алексея Куринного. Уволенный на днях с поста главврача областного травматологического центра, он не давал покоя коллегам по депутатскому корпусу из «Единой России». Куринный задавал вопросы и выступал почти по всем темам повестки – крупным, мелким и совсем мелким, – разбавляя своей активностью мерное течение заседательного процесса. Наверное, что-то подобное и требуется от депутатов, но раздражает твоих противников и затягивает выработку решений, что не всем нравится.
Особенно много вопросов у Куринного родилось, когда дошли до поправок в Закон «О статусе депутата Законодательного Собрания Ульяновской области», которыми предлагалось увеличить количество депутатов, работающих в ЗС на постоянной основе, с 6 до 9. Парламентарий-коммунист интересовался, зачем нужно расширять круг зарплатных депутатов, почему такое предложение вносит губернатор, а не само Собрание, иронизировал, не пришел ли от губернатора список тех, кого надо взять на постоянную основу. На последний вопрос в похожем ключе ответил новоиспеченный вице-спикер Игорь Тихонов, заявив, что приложение к законопроекту такого списка законодательством не предусмотрено. Председатель комитета ЗС по госстроительству и местному самоуправлению Василий Гвоздев объяснил увеличение «платных» депутатских мест тем, что губернатор поставил перед Собранием новые задачи, а число депутатов в V созыве выросло до 36.
Куринный хотел еще и специально выступить по поводу этих поправок, что допускается регламентом, но тут уж дрогнула выдержка у спикера ЗС Анатолия Бакаева. Он поставил вопрос о прекращении прений, и слова Куринному не дали.
– Зря Вы так, Анатолий Александрович, – посетовал Куринный. – Я сегодня все равно еще не раз намерен огорчить Вас своими выступлениями.
– Вы меня ими не огорчаете, а только добавляете энтузиазма, – ответил Бакаев.
Большинством голосов ЗС утвердило норму в девять постоянных депутатов. Вскоре было оглашено, кто претендует на зарплатные места. Заявления об этом написали тоже ровно девять человек. Голосовали по каждой кандидатуре отдельно. Председатель ЗС Анатолий Бакаев, первый заместитель председателя ЗС Валерий Малышев, заместитель председателя ЗС, председатель бюджетного комитета Алсу Балакишиева и председатель комитета по госстроительству Василий Гвоздев набрали по 28 голосов – столько депутатов находилось в тот день в зале. С некоторыми потерями прошли в «девятку» заместитель спикера, председатель социального комитета Игорь Тихонов (26 голосов «за»), председатель комитета по промышленности Алсу Садретдинова (26 – «за») и Дмитрий Грачев (27 -«за»), представляющий в ЗС в единственном лице фракцию ЛДПР. Таким образом из глав комитетов без зарплаты в ЗС остались Виктор Антипов (аграрный) и Геннадий Антонцев (жилищно-коммунальный). Но они на нее и не претендовали. Зато заявления на постоянную работу написали члены фракции КПРФ Алексей Куринный и Айрат Гибатдинов. Однако кандидатуры обоих были заблокированы большинством Собрания. И за Куринного, и за Гибатдинова проголосовали по 4 депутата, а против – по 24.
Куринный заявил, что тем самым нарушается закон, согласно которому каждой партии, прошедшей в ЗС, должно быть предоставлено сколько-то мест на постоянной основе. Кандидатура списочника Гибатдинова фракцией КПРФ согласована. Но Собрание не стало менять своего решения, объявив о передаче вопроса в мандатную комиссию. Ей предстоит найти легитимный выход. Возможно, комиссия предложит занять зарплатное место другому члену фракции КПРФ (остаются Александр Кругликов и Ринат Шайдуллин).
Обращение по ремонту дорог отклонено
Начиналось заседание ЗС 1 октября, кстати, тоже с Алексея Куринного. Перед обсуждением повестки дня он призвал депутатов обратиться к губернатору Сергею Морозову, прокурору области Сергею Хуртину и главе Ульяновска Марине Беспаловой по поводу безобразной ситуации, сложившейся на ремонте дорог в городе.
В обращении, подготовленном Куринным, говорится: «Основная часть ремонтных работ выполняется в настоящее время в крайне неблагоприятных погодных условиях, с грубыми нарушениями технологии (в проливной дождь, грязь и т.д.). Очевидно, что расходование огромных бюджетных средств в этих условиях проходит неэффективно, а отремонтированные таким способом дороги не выдержат положенных сроков эксплуатации». Меры предлагалось принять следующие: проверить факты неэффективного использования бюджетных средств при ремонте дорог в Ульяновске за последний месяц, привлечь к ответственности, вплоть до уголовной, виновных должностных лиц, не оплачивать контракты подрядчикам ввиду грубого нарушения технологии, перенести весь объем невыполненных работ на следующий год.
Наверное, можно было что-то еще предложить для решения дорожно-ремонтного кризиса. Однако большинство депутатов не захотели включать обращение по ремонту в повестку дня.
Блуждание в трех кнопках
К положительным итогам третьего заседания ЗС можно отнести то, что депутаты-новички окончательно научились по его ходу пользоваться кнопками для голосования. В дебюте заседания, утверждая повестку, не все нажали кнопки правильно, и компьютер показал на экране, что 13 депутатов не участвовали в голосовании. Явный перебор. В дальнейшем подобного не повторялось. Теперь депутаты жмут, куда следует: все пошло как по маслу.
Владимир ПУГАЧЕВ