При проведении свадеб за кошельками новобрачных разворачивается настоящая охота. В роли жертв выступают молодожены и их родственники, в роли охотников предприниматели и попрошайки.

Впечатлениями о своей недавно проведенной свадьбе с газетой поделилась Евгения.

Не позолотишь ручку – счастья не будет

Сентябрь традиционно считается свадебным месяцем именно с приходом осени у сотрудников ЗАГСов начинается самая горячая пора. Сергей и Евгения решили сыграть свадьбу именно в сентябре по совету родителей. Торжественная церемония должна была состояться в ЗАГСе Ленинского района, что на улице Гончарова.

– Когда церемония закончилась и мы вышли на улицу, нас принялись атаковать непонятно откуда появившиеся бабушки и женщина с азиатской внешностью с маленьким ребенком на руках, – рассказала Евгения. – Все они, перебивая друг друга и толкаясь локтями, принялись декламировать стишки типа «Желаем паре молодой дожить до свадьбы золотой!». Поначалу это было даже весело, однако когда мы подошли к машине, одна из бабушек встала перед дверью и, протянув ладонь, заявила: «Не отблагодаришь бабушку – счастья не будет». Муж вынужден был отдать деньги, попрошайки ушли, но настроение было безнадежно испорчено. Дело, конечно, не в деньгах, мы знаем, что бедным нужно помогать, но кто дал право этим людям шантажировать других?

– Конечно, никаких попрошаек у ЗАГСа быть не должно, как и в любом другом месте города, но гонять мы их не можем.

Этим должны заниматься участковые, но их не дозовешься, говорит начальник Управления ЗАГС администрации Ульяновска, директор Дворца бракосочетания Нина Пронина. – В прошлом году у Дворца бракосочетания в дни регистрации собиралось до 20 таджиков, собственными усилиями нам удалось их отвадить. Вместо них приходят три бабушки, которые стоят в сторонке и желают счастья молодоженам в обмен на добровольные подаяния. Взамен они нам помогают приводить в порядок прилегающую территорию, подметают дорожки.

Многие жалобы молодоженов Нина Пронина считает необоснованными.

– Молодые и их родственники остро реагируют на какие-то мелочи, недостатки в организации, а сами что делают? Вытаптывают газоны, грязную обувь моют в раковинах, повсюду прилепляют жвачки, – сетует Нина Пронина. – Да, наша работа – это не только золотые кольца и красивые платья, но мы работаем день и ночь для того, чтобы церемонии проходили торжественно и красиво.

– Попрошайки всегда существовали в злачных местах, – говорит психолог Ольга Маховская. – Обычно они просят у тех, кто не может отказать. И потом, всем известно: если мужчина идет с женщиной, то ему неловко. Он не сможет не дать. Если женщина идет с ребенком, ей тоже неловко отказать. Здесь всегда присутствует момент социального порицания. Когда человек идет один, он послал к черту и идет себе дальше. Настроение, конечно, испорчено, но социального осуждения нет.

На свадьбах бабушки и прочие просящие пользуются настроением молодых, которые не хотят портить себе праздник, потому предпочитают откупиться.

Деваться некуда. И бабушки, как люди мудрые, отлично это понимают. Для них это еще и часть социальной жизни, старики ведь очень нуждаются во внимании.

Сами работники ЗАГСов–признают, что гонять попрошаек бесполезно – они все равно вернутся, ведь они прикормленные, как голуби. При этом самим новобрачным советуют раздать просящим мелочь и попросить их уйти.

Любой каприз за ваши деньги

Впрочем, кошельки молодым нужно беречь не только от бабушек. На самих церемониях брачующихся поджидают профессионалы, предлагая всевозможные дополнительные услуги, естественно, за дополнительную плату.

По регламенту на одно из главных событий в жизни отводится не больше 18 минут, но в свадебный сезон время может сокращаться до 10 минут на пару.

За это время нужно успеть произнести речь работнику ЗАГСа, расписаться молодоженам и надеть друг другу кольца. Все, что кроме, – это услуги, оказываемые предпринимателями. К ним относятся, к примеру, такие традиционные обряды, как первый танец супругов, вождение вокруг них хороводов или запускание голубей. Именно частники проводят эти обряды, придумывают новые традиции и идут на разные ухищрения, лишь бы вытянуть из молодоженов побольше денег.

Показательное в этом смысле уголовное дело в августе возбудила прокуратура Инзенского района. Как следует из материалов дела, в январе 2011 года начальник местного Управления ЗАГС и ее супруг зарегистрировали на подставное лицо компанию, офис которой находился в здании ЗАГСа по улице Тухачевского в Инзе. Принимая заявления, дама настаивала на внесении денег на проведение соответствующего обряда, музыкальное сопровождение, аренду зала, шампанское и прочее. В результате с января 2011-го по июль 2012 года в городскую казну не поступило более 300 тысяч рублей.

Дмитрий Минаев