В настоящее время в рамках исполнения государственного контракта на поставку 39 самолётов ИЛ-76МД-90А в сборочных цехах ульяновского авиазавода находятся три воздушных судна. «Первый самолёт собираемся отправить на лётно-испытательный комплекс в конце января – начале февраля. Его готовность составляет примерно 80 процентов, – сообщил технический директор ЗАО «Авиастар-СП» Виктор Кулаков. – При сборке возникает ряд технических проблем, которые решают наши инженеры. Это нормально, поскольку мы собираем первый самолёт». На втором воздушном судне завершена стыковка планера, начался монтаж систем. На третьей серийной машине ведётся стыковка агрегатов. Цикл сборки одного самолёта составляет два года, однако его планируется сократить до 1,5 лет.
«Перед заводом стоит задача выйти через пять лет на производство 18 таких самолётов в год. Конечно, один этот контракт не позволит обеспечить товарную программу под такие мощности. Сейчас уже прорабатывается следующий контракт на перспективный самолёт-топливозаправщик на базе ИЛ-76МД-90А. В настоящее время по топливозаправщику КБ Ильюшина разрабатывает документацию. У них заключён государственный контракт с Минобороны РФ на выполнение опытных работ. То есть мы сейчас должны вместе с КБ построить первый лётный образец заправщика. Представить опытный образец планируется в 2015 году. Дальше мы ожидаем экспортные контракты, на гражданскую версию, специальные самолёты. Сегодня программа выглядит примерно на 180 самолётов до 2020 года, что позволяет говорить о нормальном серийном производстве», – сообщил Кулаков.
По словам генерального директора ЗАО «Авиастар-СП» Сергея Дементьева, сборочные и агрегатные мощности цехов уже позволяют изготавливать до шести-восьми самолётов в год. По задачам, поставленным Объединенной авиастроительной корпорацией, к 2018 году завод должен выйти на мощность 18 самолётокомплектов в год.
Под масштабную программу необходимы производственные мощности. Сейчас уже разработан проект строительства новой дополнительной линии сборки ИЛ-76. Цех планируется возвести с привлечением западных специалистов, используя их опыт. На линии применят современные методы автоматизации при стыковке фюзеляжа, лазерное позиционирование и другие технологии.
Тяжёлый военно-транспортный самолёт ИЛ-76МД-90А является глубоко модернизированной версией самолёта Ил-76МД, который производился на Ташкентском авиационном предприятии имени Чкалова. Первый демонстрационный полёт нового ВС ИЛ-76МД-90А состоялся 4 октября 2012 года в присутствии президента России Владимира Путина. В этот же день был подписан контракт на поставку партии самолётов для министерства обороны РФ. Сумма контракта составила 140 миллиардов рублей, что стало самым крупным заказом в российском авиапроме.
В этом году самолёт досрочно завершил первый этап лётных заводских испытаний. После чего воздушное судно передали министерству обороны для проведения государственных совместных испытаний. К середине 2014 года завершится вся запланированная испытательная программа на Ил-76МД-90А. Также в этом году лётный образец впервые принял участие в Международном авиакосмическом салоне МАКС-2013. Самолёт представили в лётной программе и на статической стоянке.
ИЛ-76МД-90А способен выполнить весь перечень задач, возлагаемых на военно-транспортные самолёты. Грузовая кабина ВС может быть переоборудована за 1,5-2 часа для перевозки военнослужащих, пожаротушения, эвакуации раненых и больных, оказания медпомощи. На самолёте реализован принцип «стеклянной» кабины. В кабине экипажа установлено восемь многофункциональных ЖК-дисплеев и три интеллектуальных пульта управления. Остекление кабины обеспечивает хороший обзор с рабочих мест лётчиков и штурмана. На самолёте ИЛ-76МД-90А устанавливается пилотажно-навигационный комплекс «Купол-III-76М». Он позволяет автоматизировать выполнение поставленных боевых задач и осуществлять полёты по международным трассам без ограничений. Грузовая кабина имеет рампу, которая при погрузке и выгрузке может устанавливаться в горизонтальное или любое другое необходимое положение. При необходимости грузы массой до 30 тонн могут быть подняты в грузовую кабину рампой. Новое крыло с применением длинномерных панелей кессона позволило увеличить максимальный взлётный вес самолёта на 10Ю5 процентов, а в варианте самолёта-заправщика – на 15 процентов. Максимальная полезная нагрузка увеличена с 47 до 60 тонн. Новые двигатели ПС-90А-76 обеспечивают более интенсивную эксплуатацию самолёта с увеличенной топливной эффективностью на 17-20 процентов и надёжностью в 1,5-2 раза.
Ольга Турковская