По словам директора Департамента торговли и лицензирования Минсельхоза региона Марины Ерусовой, потребительские цены на 26 групп продовольственных товаров из 29 групп продуктов питания, отслеживаемых Росстатом, занимают с первого по седьмое место от минимальной цены.
Только за предпоследнюю неделю в области снизились потребительские цены на 12 позиций. Стали более доступными по стоимости говядина (кроме бескостного мяса), колбаса варёная первого сорта и полукопчёная, подсолнечное масло, соль поваренная пищевая, сахар-песок, крупа гречневая-ядрица, капуста белокочанная свежая, картофель, лук репчатый, морковь, яблоки.
Не изменились потребительские цены на хлеб пшеничный из муки первого сорта, свинину (кроме бескостного мяса), вермишель, макаронные изделия.
В Ульяновской области отмечены самые низкие в Поволжье цены на свинину, мясо кур (кроме окорочков), сметану, лук репчатый.
На втором месте идут цены на молоко питьевое цельное стерилизованное и капусту белокочанную свежую.
Третью позицию занимают молоко питьевое цельное пастеризованное 2,5-3,2 процента жирности, творог жирный, соль, морковь, яблоки.
Четвёртую строчку заняли масло подсолнечное, мука пшеничная, вермишель.
На пятом месте закрепились цены на говядину, колбасу полукопчёную, рыбу мороженую неразделанную (кроме деликатесных сортов), сыры сычужные твёрдые, крупу гречневую-ядрицу.
На шестом месте обосновались макаронные изделия, колбаса варёная первого сорта, яйца куриные, пшено, картофель.
Седьмое место отведено маслу сливочному и хлебу пшеничному из муки первого сорта.
Восьмое место удерживают цены на хлеб ржано-пшеничный.
Замыкают таблицу цены на сахарный песок и рис шлифованный.
По словам директора Департамента торговли и лицензирования Минсельхоза Ульяновской области Марины Ерусовой, в мониторингах прописываются цены поставщика сырья, далее идут отпускные цены производителя, оптовиков, торговых сетей и рынков. Поэтому цены в рознице, с которыми имеет дело рядовой покупатель, существенно отличаются от первоначальных.
По правилам, например, надлежит брать пять процентов выборки продукции с рынков, столько же в крупных торговых точках, 10 процентов – в рядовых магазинах. Затем по определённым формулам просчитать, чтобы выбрать среднюю цену в качестве ориентира. От неё могут быть отклонения, как в сторону увеличения, так и в сторону уменьшения. Очевидно, что на один и тот же продукт цены на Центральном рынке Ульяновска и, например, на рынке в сельском районе будут серьёзно различаться. В райцентре они будут на порядок ниже.
Вообще, факторов, влияющих на цену, великое множество. Весовая продукция может иметь одну цену, пакетированная – совсем другую, более высокую, потому что в неё вложена стоимость расходных материалов, сортировка, разбивка по стандартам, взвешивание …
Сказанное относится и к сельхозярмаркам, где, как известно, дары полей и ферм отпускаются по предельно низким ценам.
Известно, чем меньше посредников между производителем и потребителем, тем ниже цена. Казалось бы, панацеей могут стать продовольственные городские рынки. Но, по мнению экспертов, именно на них сегодня самые высокие цены. Почему? Стоимость аренды там много выше, чем в магазинах.
По мнению Марины Ерусовой, одним из наиболее реальных и цивилизованных подходов к проблемам ценообразования видятся ставшие в нашем регионе традиционными сельхозярмарки. Они способствуют стабильности ценовой позиции в регионе, снижают потребительские цены на целый ряд важнейших продуктов питания, увеличивают реализацию продовольственных товаров местного производства, обеспечивают население качественной продукцией по доступным ценам.
Виктор Никитин