Не зря же говорят «информирован – вооружен»: одним из важнейших ресурсов реализации общественного контроля в сфере ЖКХ является информированность собственников помещений о деятельности управляющих организаций. Именно поэтому УК как зеницу ока берегут и не раскрывают информацию о себе, чтобы «не вооружать» жильцов. В Ульяновске ситуация с раскрытием обстоит очень плохо, прокуратура только и успевает выписывать штрафы за нарушения закона.

Законодательной основой получения информации от УК является Постановление Правительства РФ от 23 сентября 2010 года №731 «Об утверждении стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами». Обязанность УК раскрывать информацию записана и в Жилищном кодексе РФ, в статье 162 пункт 11 говорится: «Если иное не установлено договором управления многоквартирным домом, управляющая организация ежегодно в течение первого квартала текущего года представляет собственникам помещений в многоквартирном доме отчет о выполнении договора управления за предыдущий год».

Какую информацию управляющая организация (УО) обязана раскрыть?

а) общие сведения об УО;
б) основные показатели финансово-хозяйственной деятельности УО;
в) сведения о выполняемых работах;
г) порядок и условия оказания услуг;
д) сведения о стоимости работ;
е) сведения о ценах (тарифах) на коммунальные услуги.

Отказ от предоставления информации может быть обжалован в судебном порядке.

Каким образом УО обязана раскрыть информацию?

Путем обязательного опубликования на официальном сайте в сети Интернет. Приказом Министерства регионального развития РФ №53 от 10.12.2012 таким сайтом определен сайт www.reformagkh.ru. Кроме федерального сайта, информация должна быть размещена на официальном сайте управляющей организации или на официальном сайте органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, или на официальном сайте органа местного самоуправления соответствующего муниципального образования, на территории которого управляющая организация осуществляет свою деятельность. В официальных печатных средствах массовой информации, в которых публикуются акты органов местного самоуправления и которые распространяются в муниципальных образованиях (в нашем случае – это газета «Ульяновск сегодня»). На информационных стендах (стойках) в помещении управляющей организации. Предоставлять информацию на основании запросов, поданных в письменном или электронном виде.

– Часто гражданин, столкнувшись с коммунальной проблемой, звонит в управляющую организацию и в телефонном разговоре не всегда достаточно четко излагает свои претензии. Ему что-то отвечают или не отвечают по существу вопроса. Никаких материальных следов такого общения не остается, – комментирует Константин ТРОШИН, специалист Отдела регионального общественного контроля Ульяновской области. – Правильный ход действий заявителя должен быть следующим. Собственник помещения, заявитель письменно излагает вопрос, запрашивает необходимую информацию и отправляет свое обращение в управляющую организацию по почте с уведомлением или приносит в управляющую организацию, где его заявление будет зарегистрировано с отметкой на втором экземпляре документа. Такому заявителю обязаны дать письменный ответ в оговоренные законодателем сроки. Письменный ответ является документом, с которым заявитель может обращаться в различные инстанции, включая прокуратуру и суд. В информационном запросе необходимо указать следующее: ФИО руководителя управляющей организации, юридическое наименование организации, «от кого» – с указанием адреса и телефона собственника, изложение сути вопроса, дата, подпись. Не лишним будет в тексте запроса добавить: «Исходя из вышеизложенного, согласно Постановлению Правительства РФ от 23 сентября 2010 г. №731 «Об утверждении стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами», прошу Вас письменно предоставить необходимую информацию…».

К слову, если, у вас все-таки возникли трудности с получением необходимой информации от УО, вы можете обратиться в Отдел регионального общественного контроля в сфере ЖКХ по адресу: ул. Пушкинская, 15А, каб.109, тел.: 73-73-05. Так, за последнее время сотрудники отдела по факту обращения собственников жилых помещений направили информационные запросы в ООО «УК Жилстройсервис», ООО «Жилищно-эксплуатационная Компания», ОАО «ДК Ленинского района», ОАО «ДК Засвияжского района №1», ООО СК «Фундамент».

– Ульяновцев интересуют различные вопросы, – говорит Константин ТРОШИН. – Это, например, и просьба предоставить проектно-сметную документацию, на основании которой разрабатывались «Мероприятия по повышению качества энергоэффективности на Созидателей, 44». И желание выяснить какой перечень работ был запланирован и выполнен за 2012-2013 годы, и какие услуги в рамках обслуживания газового оборудования были оказаны жильцам дома №34 по ул. Стасова? И просьба предоставить расчет и обоснование финансовых потребностей, необходимых для оказания услуг и выполнения работ, по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ул. Гончарова, 1, – с указанием источников покрытия таких потребностей.

По большинству запросов управляющие организации уже предоставили необходимую информацию. Тем не менее, можно сказать, что пока постановление №731 в Ульяновске почти не работает или работает лишь «с пинка» от общественного контроля и прокуратуры.