По задумке властей, сокращенных в ходе реформы МВД сотрудников полиции в скором времени должны заменить народные дружинники – Госдума РФ приняла в первом чтении законопроект о наделении добровольцев официальным статусом и некоторыми гарантиями. Впрочем, одни видят в этом серьезную опасность для дружинников, другие, напротив, опасаются насилия со стороны самих активистов.

Как доложил на последнем аппаратном совещании начальник Управления по работе с правоохранительными органами и общественными объединениями администрации Ульяновска Агалар Нуров, сегодня на территории города функционирует 309 добровольных народных дружин (ДНД), в которых состоит 1048 горожан.

За девять месяцев этого года добровольцами было выявлено 1300 административных правонарушений, а также три преступления: дважды они становились свидетелями избиения, еще один раз участвовали в раскрытии преступления по статье 169 (воспрепятствование законной предпринимательской деятельности).

В основном дружины созданы на базе властных структур, муниципальных предприятий, вузов. Поскольку труд дружинников запрещено оплачивать из бюджета, добровольцев поощряют кто чем может. Как правило, по еще советской практике им предоставляются отгулы, реже – денежные выплаты (к примеру, в МУП «Ульяновскводоканал» за выход член ДНД получает от 400 до 600 рублей). И вот власти вышли с инициативой: узаконить деятельность народных дружин на уровне всей страны. Всю эту «армию» пытаются уместить в разные формы, можно будет, например, стать внештатным сотрудником. В народные дружины начнут принимать граждан, достигших 18 лет и не замеченных ни в каких провинностях. Дружинники смогут обзавестись удостоверениями, формой и отличительными знаками (в советское время это были красные повязки). Они получат право помогать полиции и даже применять физическую силу. А вот оружие самообороны дружинникам носить запрещается. Стимулы, благодаря которым планируется завлекать добровольцев, мало изменились с советских времен: это и деньги за счет бюджетов, и проездные билеты, и даже ежегодный отпуск – до десяти дней.

В законопроекте прописан запрет на создание подобных дружин при политических партиях или религиозных объединениях.

Тем временем инициатива уже успела вызвать споры как в самой Госдуме, так и среди экспертов. В частности, если дружинники получат широкие права, к ним могут пойти те, кто хочет самоутвердиться за счет насилия, заявляют одни. А сегодня среди дружинников есть, допустим, националисты. Им вторят те, кто считает, что дружинники, наделенные официальным статусом, по-прежнему не будут нести ту ответственность, которая есть у профессиональных полицейских. В пример приводят казаков в Краснодарском крае, где уже известны факты применения ими противозаконных методов наведения порядка.

Есть и те, кто опасается за жизнь и здоровье самих дружинников. «Изменилась социально-экономическая и криминальная обстановка, граждане раньше делали замечания, и хулиган вел себя тише. А сейчас сотрудники милиции делают замечание – в них начинают стрелять. В таких условиях как могут дружинники выполнять свои функции?» – задается вопросом писатель, полковник полиции в отставке Данил Корецкий.

Дмитрий Минаев