В число лучших педагогов России на конкурсе «Учитель года-2013» вошла Любовь Савельева, молодой учитель английского языка из школы № 21, аспирант кафедры педагогики УлГПУ. Об авторском подходе к делу Любовь Александровна рассказала в интервью корреспонденту «СК».

– Любовь Александровна, думаю, «Учитель года» – не первый конкурс в Вашей практике?

– По направлению школы №21 я еще в первый год работы попробовала «на вкус», что такое конкурс – это был «Педагогический дебют». Хотя особой подготовки у меня не было, я заняла призовое место и стала членом клуба «Учитель года». В прошлом году члены клуба и администрация школы порекомендовали мою кандидатуру на самый престижный педагогический конкурс – «Учитель года».

– И на всероссийском этапе Вы стали одной из пятнадцати лучших, прошли во второй тур… – Я считаю, что все 79 участников уже были лучшими, но конкурс есть конкурс… На втором этапе по оценкам я заняла шестое место, немного недобрав для того, чтобы войти в пятерку лидеров. Сам Виктор Садовничий, председатель большого жюри, ректор МГУ, дал моему мастер-классу высокую оценку. Многие коллеги разбирали мои буклеты со ссылкой на интернет-ресурс, где я рассказываю о своих наработках. Для участников второго тура организовали встречу с президентом Владимиром Путиным, и мы обсуждали задачи образования. Например, Владимир Владимирович рассказал, что в первое время после избрания его президентом он часто видел, как люди за границей стесняются говорить, что они из России. И он понял, что у россиян надо формировать патриотизм. Именно этим я и занимаюсь в школе.

– На уроках английского языка?

– Мы каждый год выигрываем гранты и выезжаем за рубеж: были в Германии, Швейцарии, Италии. Там я увидела, что, бывая в высокоразвитых странах, дети начинают негативно относиться к своей стране и своему языку. Я поняла, что мне нужно это изменить, а также помочь детям из других стран понять нашу культуру и преодолеть те стереотипы и неверное представление о России, которые сложились в мире.

– Каким образом Вы это делаете?

– У меня уже практически готова диссертация по наработкам, связанным с ценностным самоопределением учащихся. Например, общаясь с учителем истории из Америки, я обнаружила, что в американском учебнике истории за седьмой класс теме Второй мировой войны отведен всего один параграф. И о роли Советского Союза в нем не сказано ни слова. То есть у американских школьников формируется ложное представление о Второй мировой войне: они не знают о Сталинградской битве, о концлагерях и многом другом. И я предложила создать межкультурный исторический клуб. На одном из телемостов наши ребята рассказали о роли СССР во Второй мировой войне и сами удивились, как легко им удалось переубедить американских школьников, изменить навязанное авторами учебников мнение. Это очень важно, когда ребята осознают, что, зная английский язык, они могут изменить отношение к истории своей страны у жителей других государств. Я вижу в этом мощный воспитательный потенциал. Я руковожу клубом интернациональной дружбы и вижу, что общение с ребятами из разных стран – сейчас у нас 27 партнеров – во время телемостов и вибинаров очень плодотворно влияет на образ мышления ребят и их отношение к собственной стране.

– Собственно, для английского языка время остается?

– Знаете, проходя стажировку в Англии, я увидела, что мы учим детей по устаревшим текстам. Современный английский очень изменился. Поэтому я применяю принцип аутентичности. Например, готовимся к теме «Образование английских школьников». Каждый ученик спрашивает у своего друга по переписке из Англии, например, о количестве уроков, узнает, какие предметы он изучает или как выполняет домашнее задание. На уроке дети рассказывают эти «кусочки», и по ним мы создаем полную картину. Так дети общаются на живом, современном языке, иногда мелькает сленг – и это тоже важно, потому что королевский английский даже сами англичане уже не понимают. Такой прием не только расширяет лексический запас, учит вести переписку, но и, самое главное, показывает ребенку современную ситуацию.

– Вряд ли это возможно в начальной школе…

– Конечно, вначале моя задача – научить ребенка языку.

Мы выходим на связь с ребятами из других стран, и дети могут спросить англичанина, например, как его зовут. В ситуации реального общения у детей нет другого выхода, кроме как заговорить на английском языке. Это помогает очень интенсивно развивать навыки говорения и понимания чужой речи. А для ребенка главное, что полученные знания ему уже пригодились.

– Такое впечатление, что у Вас в классах только идеальные дети.

– Нет, конечно, в любом предмете есть дети более или менее успешные. Я понимаю, что у каждого свой темп, не все сразу готовы вступить в диалог, есть дети, которые и порусски стесняются говорить.

Постепенно ребенок начинает понимать, какие знания ему пригодятся, насколько интересный он собеседник, на каком уровне он представляет нашу страну. Или свою семью, если начать с малого.

– Как Вы вообще решились пойти в школу шесть лет назад, если даже сейчас школы испытывают недостаток «молодой крови» из-за низких учительских зарплат?

– У нас школа автономная, укомплектованная большим количеством детей, и я довольна своей зарплатой. У нас она не ниже средней по экономике. Мне нравится моя профессия. Я считаю, что учитель должен проводить время не только в школе, но и знать, что происходит в жизни. Мы с ребятами ходим на концерты, спектакли, выставки картин и нанотехнологий. Профессия учителя вдохновляет. Я – классный руководитель 8 класса, близкая работа с учениками и родителями очень многое мне дает, я – участник тонкого, интимного процесса – становления личности ребенка.

– Давайте вернемся к конкурсу: что прошло наиболее удачно?

– Я совсем не переживала за урок, но для меня не принесли ноутбуки, и мне пришлось приспосабливаться на ходу. Может, урок был высоко оценен именно потому, что я смогла повернуть сложную ситуацию в свою пользу, провела живой, импровизационный урок. А волновалась я перед встречами с родителями и детьми. Ведение дискуссии всегда сложно: сможешь ли ты услышать каждого, профессионально отреагировать? В группе были родители учащихся разных возрастов, и не всем предложенная тема была интересна… Но именно эти встречи получили самые высокие оценки жюри.

– А школа заставляет Вас волноваться? Например, рядовое родительское собрание?

– Конечно! Я волнуюсь и перед разговором с детьми, и перед уроком – удастся ли он?

Как говорится, если ты не волнуешься и не сомневаешься, то у тебя нет совести.

Анна Школьная