Автомобилисты застыли в тревожном ожидании – цены на топливо грозят резко скакнуть вверх из-за запрета реализации бензина класса «Евро2», а также нового налогового маневра для нефтяной отрасли.

Цены на автомобильное топливо, скакнув вверх на 3-8 процентов в конце августа – начале сентября из-за повышения акцизов, застыли. По данным Росстата, средние потребительские цены на бензин автомобильный и дизельное топливо на 7 октября 2013 года в Ульяновской области составляли: АИ-76 – 26,9 рубля за литр, АИ-92 – 29,12 рубля за литр, АИ-95 – 31,85 рубля, дизельное топливо – 30,83 рубля за литр. При этом оптовая цена, к примеру, литра 92-го составляет 27 рублей. Все остальное – торговые наценки и расходы на транспортировку.

Примечательно, что цены на ульяновских АЗС остаются одними из самых низких в ПФО (средняя цена литра топлива на 7 октября – 29,52 рубля). Дешевле бензин только в Пензенской области (29,44 рубля за литр). Стремительнее других дорожает 95-й бензин – с начала года, по данным Росстата, он подрос в цене на 6,3 процента. Следом идет «народный» 92-й – плюс 5,6 процента. Литр АИ-96 за это же время подорожал на 2,7 процента, дизтопливо – на 2,3 процента.

Судя по новостям с топливного рынка, автомобилистам стоит ждать роста цен на АЗС и дальше. По словам экспертов, в первую очередь стоит ждать последствий запрета на продажу бензина класса «Евро-2» (это бензины марки АИ-76), который должен наступить в конце нынешнего года. Сроки перехода на топливо высоких экологических стандартов, начиная с 2011 года, неоднократно переносились. Каждый раз нефтяные компании заявляли, что не успевают модернизировать свои нефтеперерабатывающие заводы. Но теперь решение, по крайней мере, в отношении запрета топлива класса «Евро-2», принято окончательно. В 2015 году, согласно планам правительства, под запретом окажется бензин класса «Евро-3» (АИ-92), а в 2016 – «Евро-4», то есть минимально разрешенным топливом на российском рынке через два года станет бензин класса «Евро-5».

Забота об экологии грозит ударить по кошелькам.

На наших дорогах, особенно в глубинке, по-прежнему передвигается много машин на 76-м бензине. Конечно, заливать в них можно и 92-й, однако это, во-первых, повысит расходы автомобилиста, во-вторых, вызовет дефицит топлива с большим октановым числом, а следовательно, и их стоимость.

Еще один фактор, способный отразиться на бензиновых ценниках, – изменение налоговой системы для топливных компаний. Новый налоговый маневр для отрасли предполагает поэтапное увеличение налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) в сочетании с поэтапным снижением ставки экспортной пошлины на 2-3 процентных пункта ежегодно в течение трех лет.

Осуществление этого плана предполагается начать с 2014 года.

Предварительные оценки Минфина уже есть – в ведомстве признают, что реализация предложенной инициативы вызовет повышение внутренних цен на моторное топливо «примерно на 60-70 копеек за литр, но это в случае сохранения цен на нефть».

Нефтяные компании официально инициативу не комментируют. Однако в частных беседах с журналистами нефтяники предупреждают, что у нового налогового маневра есть и оборотная сторона: в перспективе он может привести к росту цен на бензин и к дефициту нефтепродуктов на рынке.

По мнению участников рынка, предложение Минфина означает смену приоритетов. Нефтяникам будет выгоднее экспортировать сырую нефть, чем перерабатывать ее в стране. А значит, маневр Минфина приведет к скачку цен на нефть на внутреннем рынке и повышению объемов экспорта нефтепродуктов. Уменьшение поставок на внутренний рынок грозит обернуться дополнительным ценовым давлением на внутренних потребителей. По предварительной оценке, это может вызвать одномоментный рост цен на нефть на внутреннем рынке и повышение стоимости нефтепродуктов более чем на 3 процента (около 1 рубля за литр). Не исключено, что в стране возникнет дефицит нефтепродуктов.

Вадим Пилюков