Несколько лет в Ульяновске, на пересечении улиц Минаева и 12 Сентября, возводят Спасо-Вознесенский собор. Планируется, что двери храма распахнутся для прихожан уже в ноябре этого года. В преддверии этого долгожданного события “МГ” решила рассказать, какой нелёгкий путь пришлось пройти при созидании этого величественного комплекса.
ИЗ ИСТОРИИ
Всего через несколько лет после основания Симбирска в городе была выстроена первая Вознесенская приходская церковь. Она представляла собой небольшое одноэтажное деревянное здание, возвышавшееся над жилыми домами. Небольшая церковь вмещала слишком мало прихожан, поэтому в 1694 году, после благословения казанского митрополита Маркелла решают построить новый храм с двумя престолами в честь Вознесения Господня и Рождества Богородицы.
Но дерево – материал не очень надежный, тем более, во времена, когда пожары уничтожали целые города. Поэтому не удивительно, что, спустя тридцать лет, уже другой казанский митрополит – Сильвестр – разрешает возвести каменную двухэтажную трехпрестольную церковь. Строительство шло быстро, через три года симбиряне уже могли войти в новое освященное здание. Но и на этом не была поставлена точка. Излишняя торопливость в постройке храма привела к его быстрому разрушению: на здании начали появляться трещины и другие опасные повреждения. Это и стало причиной закрытия храма и начала его реставрации. Если возводили церковь быстро, то ремонтировали в течении около сорока лет! Все жители Симбирска вкладывали свои деньги в реконструкцию храма.
После очередного торжественного открытия здание представляло собой типичный образец “нарышкинского барокко”.
Но и на этом не успокоились. К храму пристраивали дополнительные конструкции. Так, например, в 1824 году была сооружена пристройка, после чего по указу Святейшего Синода церковь стала именоваться собором. “Купеческий” храм, а именно так его называли в народе, потому что представители именно этого сословия больше всего жертвовали на его возведение, вскоре приобрел золотую главу благодаря усердию известного в городе купца и мецената Алексея Петровича Кирпичникова.
НЕЛЕГКОЕ ВРЕМЯ
Радовались жители города и тогда, когда во время сильнейшего пожара в 1864 году, в котором было уничтожено множество зданий Симбирска, собор почти не пострадал. Небольшие повреждения были устранены практически сразу. Но не тут-то было. Прихожане вновь начали замечать трещины и пробоины в здании, из-за чего работа храма была вновь приостановлена. В этот раз решили не реставрировать, а кардинально изменить строение. Для этого было разработано два проекта. По первому, восточную часть собора должны были украшать нагромождение из колоннад. Второй же был разработан архитектором Николаем Розетти. Он и был реализован в 1906 году.
Радоваться горожанам опять довелось недолго. В 20-х годах XX века из собора пришедшие к власти коммунисты решили сделать фабрику-кухню, но план этот так и не претворили в жизнь. А в 1930-х годах собор разобрали, что называется, по кирпичику…
В послевоенные годы на месте когда-то величественного храма разбили скверик, где сначала установили скульптуру “Три пионера”, а затем место отдыха украсили памятником И.А. Гончарову.
НОВАЯ ЖИЗНЬ
Память об одном из самых значимых соборов Симбирска не угасала. По-настоящему же серьезная работа по восстановлению храма велась с начала 1990-х годов под руководством настоятеля Всехсвятской церкви отца Алексия. Вернуть храм на прежнее место было невозможно, потому что раньше он перекрывал собой поло-вину проезжей части улицы Саратовской (Гончарова) и почти всю Московскую (Ленина). Поэтому было решено отдать под него место на пересечении улиц Минаева и 12 Сентября.
В 1993 году состоялась встреча тогдашнего руководства области с епископом Проклом и протодиаконом Алексием Скала, в результате было подписано распоряжение о возрождении храма. Но дальше, бумаг дело не шло. Была выделена небольшая сумма, которой явно не хватало на строительство. Поэтому был построен временный деревянный храм.
Ситуация изменилась в корне, когда регион возглавил Сергей Морозов. За строительство собора активно взялись с сентября 2006 года – в период, когда экономика нашей области едва приходила в себя. Уже тогда губернатор говорил о важности сохранения и восстановления культурного наследия.
– Возведение Спасо-Вознесенского собора – наше общее дело. В его открытии заинтересованы региональное правительство, многие бизнес-структуры, граждане Ульяновской области. Убеждён, что общими силами мы построим этот истинно народный храм, – говорил тогда губернатор Морозов.
Дело наконец-то сдвинулось с мёртвой точки. В марте 2009 года состоялось торжественное поднятие колоколов на собор. На этот праздник пришли многие верующие жители города. По сей день Сергей Морозов лично контролирует ход строительства храма и прилегающих к нему территорий. В данный момент собор фактически готов. Внешние отделочные работы уже выполнены, здание отапливается, полностью собран иконостас. По плану храмового комплекса, рядом с собором будут располагаться крестильный храм, воскресная христианская школа и епархиальный музей. В сквере же, который будет располагаться рядом, губернатор поручил выполнить горизонтальное ландшафтное озеленение с учётом уже имеющихся насаждений, установить уличную мебель, смонтировать освещение и замостить пешеходные дорожки.
К ноябрю этого года ульяновцы смогут полюбоваться внутренним и внешним убранством собора, в строительство которого вложено огромное количество сил, времени и средств.
Аноним
Архиерей Прокл был всегда против возведения храма на этом месте. Его тянуло воткнуть собор ровно там, где его строительство разрушило бы здания исторической застройки – на Венце. И собор начинали там строить, и в зданиях областной библиотеки и сельхозинститута пошли трещины. А Прокл ещё и судился, когда Морозов (спасибо ему) строительство запретил. Так что владыка Прокл – девятый в пятнадцатой строчке из тех, кого следовало бы упоминать всвязи со Спасо-Вознесенским собором.
В подобных обзорах прилично упоминать об архитекторах. Хотя бы потому, что все эти двадцать лет они работали над проектом и бились над его реализацией вместе с Алексием Скалой. И когда отца Алексия не стало, только обещание, данное ему, придавало им сил закончить работу над собором, и не послать лесом Прокла вместе с его камарильей. Их имена – Ляйля и Александр Варюхины. Запомните. Потому что не будет ни Прокла, ни Морозова, а их имена останутся.
Хотя понятно, что эта статья – написана в попытке поправить имидж Морозова, пострадавший в истории с отелем Марриотт. И надо сказать, что губернатор на самом деле очень много сделал, чтобы строительство собора было завершено.
нОВОГОРОДЕЦ
Знаю архитекторов Варюхиных не понаслышке, честь им и хвала за все их работы. Уважаю и детям расскажу. Спасибо Вам Александр Иванович и Ляйля Махмутовна !!!
Работяга
нам от храмов не жарко не холодно.
нужны поликлиники, садики, школы, дороги, спортивные комплексы.
городу нужна социальная инфраструктура, а не молельные учреждения и арки.
сколько строят храм месяц или 40 лет плевать
построят для себя отцы православные храм, и бог судья им
Dr.Goebbels
Вот здравое суждение. Поддерживаю в каждом слове.