Учащиеся с мобильниками сидят на уроках, а учителям урезают зарплату. “Молодежка” попыталась разобраться – какая она, ульяновская современная школа?
ДО ЧЕГО ДОШЕЛ ПРОГРЕСС
Теперь почти у каждого первоклашки есть напичканный играми телефон с доступом в интернет, с которым он не расстается ни на минуту. Учителя на это реагируют по-разному.
– Благодаря телефонам на уроке стало даже тише, – смеется Мария Владимировна, учитель математики одной из школ Ульяновска. – Раньше ученики кидались записками, а теперь они молча пересылают друг другу эсэмэс.
Большинство педагогов все же не приемлет использования мобильников и планшетных компьютеров на уроке. Кто-то принципиально чужие телефоны в руки не берет и ограничивается настойчивой рекомендацией отключить и убрать в сумку, а кто-то может и конфисковать “игрушку” до конца урока.
Все же тяга к технике у школьников практически неискоренима. И отличники, и хулиганы на уроках играют или переписываются, кто-то сидит в интернете, прикрыв телефон учебником. Такая же ситуация и на контрольных.
Побывав на проверочной работе в одном из старших классов элитной школы Ульяновска, корреспондент “МГ” стал свидетелем такой картины: некоторые ученики долго не приступали к заданиям – не могли оторваться от игр. Когда, наконец, занялись контрольной, многие из них не стеснялись пользоваться “электронным помощником”. И если одни прикрывали телефон листком с заданием, то другие спокойно держали его в руке, в буквальном смысле под носом учителя.
– Все зависит от педагога, – говорит Инна, ученица 10 класса гимназии.
– От того, как он себя поставил. Например, на некоторых уроках у нас полная тишина, и никто даже не думает лезть в телефон.
ПРОПАСТЬ В ОТНОШЕНИЯХ
Недостаток доверия и уважения к учителю сегодня нередко приводит к открытым конфликтам.
– Я уже месяц не хожу на уроки ОБЖ, – рассказывает Дарья, ученица 10 класса обычной школы. -Учитель не пускает меня в класс, потому что я с ним “разоралась”. Он позволял себе оскорблять учеников, говорить, что мы недоразвитые, и нас набрали, только чтобы за каждого капала копеечка. Мне это не понравилось, начался конфликт. Теперь он ждет, что в школу придут мои родители, и я перед ним извинюсь, но я этого делать не собираюсь.
На вопрос, есть ли учителя, которых любят, Дарья, не задумываясь, отвечает: “Нет”. По словам девушки, большинство педагогов в их школе называют школьников недалекими и заявляют, что их плохо воспитали родители. Ученики в свою очередь, не стесняясь, кричат на учителей, покрывают их нецензурной бранью и убегают из класса, хлопнув дверью. Иногда даже угрожают, но только в шутку. Учителя жалуются: дети стали неуправляемыми. В 13 лет курят, кто-то стоит на учете в полиции за распитие спиртного. Есть ли на них управа, неизвестно, ведь посещение кабинета директора, вызов родителей в школу и замечание в дневник никого уже не пугают. Не сильно беспокоят эти меры и учеников одной из лучших школ Ульяновска.
Вызова родителей хватает ровно на неделю хорошего поведения, а письменного замечания в дневник – и вовсе на один урок.
Совсем иначе дети общаются с учителями, которых любят и которым доверяют.
– Учителей не разыгрываем, – говорит старшеклассница Инна. – В классе седьмом еще могли натереть доску мылом, но нам давали понять, что так мы сами себя наказываем. Сейчас мы можем пошутить и посмеяться вместе с учителями – не больше.
Но доверия и уважения к себе ученикам все-таки не хватает. Ребята даже в элитной школе жалуются: им не дают самовыражаться. При проведении школьных мероприятий любая инициатива учеников рубится на корню, и поэтому интерес к жизни школы пропадает.
УЧИТЕЛЕЙ ОСТАВИЛИ БЕЗ ДЕНЕГ
Еще одна особенность современной школы – это постоянный рост нагрузки. Появляется все больше курсов и дополнительных занятий, ученики обязаны их посещать, а учителя – вести. Нередко учащиеся остаются на внеурочные занятия.
– Даже если это называется кружком, это всё тот же русский язык, – сетует учитель-словесник Венера Ринатовна. – Дети остаются в школе каждый день до пяти часов. Может быть, посещать внеурочные занятия и важно, но это лучше делать не в своей школе. Те же стены, те же лица. Если ребенка всю неделю кормить одной и той же кашей, он ее возненавидит. Здесь так же.
Условия работы тяжелые, тем более, несмотря на официальные заявления властей, учитель до сих пор получает за свой колоссальный труд копейки.
А недавно многие учителя Ульяновской области лишились стимулирующих выплат. Любовь Ефимовна, педагог из Чердаклов, жалуется: за их счет “затыкают дыры в бюджете”. Мол, денег в области не хватает, поэтому и средств на школы выделили меньше. Ну, логично: как только учителя, как и все бюджетники, проголосовали на выборах, “как надо”, их сразу и лишили выплат. А стимулирующие выплаты – это около 3-4 тысяч рублей. При том, что учитель с 40-летним стажем, работающий на 1,5 ставки, “грязными” получает 15 тысяч.
Чердаклинский случай не единственный. Выплаты за сентябрь в одну из школ Ульяновска якобы просто не успели прийти, а потому их обещали отдать в октябре. А вот в другой школе в центре города стимулирующие выплаты сократили на 2-3 тысячи, и вернут ли прежний размер -неизвестно. Получив такой “подарок” на День учителя, некоторые школы даже отказались отмечать профессиональный праздник. Другие не смогли обойти стороной знаменательный день, но гулять пришлось за свой счет и без настроения. Это тревожный звонок для власти, которая своими необдуманными решениями настраивает против себя учителей области.
Анна МИХАЙЛОВА
Фамилии учителей и учеников по понятным причинам мы не называем.

ОТ ЗАХАРА МИСАНЦА
Ситуация с так называемыми стимулирующими выплатами учителям очень встревожила редакцию. Получается, что людей снова обманывают. А выплаты эти действительно давали за “правильное” голосование на выборах в Законодательное Собрание области. Люди проголосовали – и на них плюнули. “Молодёжка” начинает своё расследование. Ждём звонков от учителей области.