Барка – это речное грузовое судно, которое когда-то тянули те самые бурлаки по той самой Волге. Сама по себе она плыть не может. Триумфальная арка, которую собираются установить на Пушкаревском кольце, схожа с этим судном – ее за уши тащат на то место, несмотря на сопротивление общественности, которая недоумевает: зачем вообще нужно там это сооружение?
На днях министерство строительства области разместило информацию о том, что подвели итоги конкурса архитектурных проектов на возведение триумфальной арки.
Первого места никому не присудили. Второе поделили Александр Попов из подмосковного города Химки и ульяновец Олег Клюев. В течение месяца Клюев и Попов доработают свои проекты, и на заседании совета ветеранов и Общественной палаты их рассмотрят вновь. Напомним, что триумфальную арку планируют установить к 70-летию Победы. Участникам конкурса сообщали, что «объект должен быть выполнен в классическом стиле» и «во внешнем виде архитектурного сооружения должна отразиться история российских побед».
Да только вот население в основном против. Пушкаревское кольцо -опасная автомобильная развязка, где часто случаются аварии и не менее часто происходят заторы. И, по-хорошему, было бы здорово соорудить там не триумфальную арку, а двухуровневую развязку – об этом в последнее время говорит общественность.
Второй аспект, на который указывают многие: триумфальная арка там ни к селу ни к городу, потому что она будет заключена в кольцо дорог; выражаясь языком военных лет, арку возьмут в «котел», окружат со всех сторон нескончаемым потоком машин, и к ней не пройдешь и уж тем более не проедешь. Вспомним, что триумфальная арка – это сооружение, предназначенное для торжественного въезда в город победителей. Придумали ее еще древние римляне, которые очень любили с почестями возвращаться из победных походов. Например, древнейшая арка Тита была установлена в честь взятия Иерусалима на древней Священной дороге. Эту традицию – устанавливать арку так, чтобы через нее можно было проезжать или проходить – сохранили и поздние архитекторы. Помните, как у Ремарка описывалось расположение арки в одноименной книге? «Прямая, как стрела, авеню, ведущая к Триумфальной арке…».
Но у нас по-другому. По проекту архитектора Попова, белоснежная арка стоит на небольшом возвышении, к ней ведет лесенка, а мимо -бочком, бочком – едут автомобили. Тут уж только самые отчаянные водители смогут проехать под аркой и то потом за это поплатятся – сразу по нескольким статьям Правил дорожного движения, а заодно и за вандализм – нельзя ж так через памятник-то, это ж вам не проспект! Клюев поступил разумнее: зная реалии Ульяновска, он сделал арку совсем недоступной для жителей – она огорожена зеленым газоном, по которому, как известно, ходить нельзя. Триумфальная арка по-ульяновски – это объект любования. Причем такого мимолетного – проезжаешь в своей машине мимо, делаешь очень уместное для этого места «равнение налево» и замираешь на пару секунд.
Пешеходы, чтобы ощутить величие триумфальной арки, будут покупать бинокли – никак по-другому рассмотреть в деталях это сооружение не получится. Некоторые проекты, как у архитектора Анциферова из Петербурга, оптимистично предполагают под аркой аллею с деревьями – мол, ходите, дорогие ульяновцы, смотрите. Как пройти? А какая разница. На этом проекте с любовью нарисованы счастливые потомки, гуляющие под громадой арки по широкому и длинному пешеходному проспекту… Спишем такую нелепость на место жительства Анциферова в Петербурге. Зодчий не привык к тому, что арки стоят посреди дорожного кольца, будто это памятник какой или стела.»
Проект тащили через все эти «но», которые были видны сразу, а на проектах теперь выглядят до неприличия очевидными. Очевидно также, что деньги на арку уже заложены в бюджет, и назад дороги нет. В конце концов, сама идея заслуживает уважения – память, 70 лет Победы, ветеранам надо показать, что их помнят, что их деяния заслуживают чего угодно, а не только триумфальной арки… И никто был бы не против, но исполнение такое, что…
Конечно, можно позолотить сооружение, сделать его хоть 100 метров в высоту, да только через триумфальную арку, под которой шествовали когда-то победители, нам не проехать и ветеранов наших нам через нее не провезти.
В качестве постскриптума можно добавить, что к 70-летию Победы триумфальная арка, вероятнее всего, появится еще и в Волгограде. И там, обсуждая ее проект, большое внимание уделили месту. Так, в одном из сообщений об этом рассказывалось, что «авторы остановились на начале самого красивого, самого посещаемого бульвара в центре на пересечении улицы 13-й Гвардейской дивизии и проспекта Ленина».
Сергей ГУРЬЯНОВ