Куриные яйца в последние недели в народе окрестили «золотыми»: столь стремительным и обвальным был рост цен на них. Люди недоумевают: «До пасхальных праздников ещё далеко, а цены на яйцо забрались до небес. Что происходит?»

Причины – на поверхности. Засуха минувшего года оставила птицеводов без кормов, зерно составляет около 70 процентов в рационе птицы. Область, как известно, в числе 14 других регионов России, где было объявлено чрезвычайное положение по причине засухи, недополучила его, как минимум, наполовину от обычного. Понятно, что цены на зерно резко поднялись. В этих условиях ничего другого не оставалось, как идти на реализацию яиц ниже их себестоимости. О получении прибыли и, соответственно, увеличении поголовья приходилось только мечтать. Предприятия резко сократили производство и попытались удержаться на плаву. Вот только несколько цифр. На начало августа текущего года поголовье птицы в регионе составляло около 3,2 миллиона голов, что на 20 процентов меньше периода предыдущего года. Производство яиц за это же время сократилось более чем на 14 процентов. Вопрос по субсидиям из федерального центра на возмещение затрат, связанных с удорожанием кормов, они, кстати, составляют для региона около 25 миллионов рублей, как всегда, Москва начала решать с опозданием. «Прошло 180 дней, – говорит сегодня министр сельского, лесного хозяйства и природопользования Ульяновской области Александр Чепухин, – и вот результат: дефицит яйца и удорожание, которое произошло в связи с повышением себестоимости продукции птицеводческих предприятий вследствие роста цен на корма, горюче-смазочные материалы и электроэнергию».

У этой медали есть обратная сторона. Федеральные эксперты, например, полагают, что в росте стоимости яиц, помимо удорожания производства, кроется ещё одна причина. Она по аналогии напоминает ситуацию с хлебом, когда цены растут вне зависимости от того, каким был урожай. Если проще, в «бедные» на него годы производители сдерживают цены, в «богатые» – навёрстывают упущенную выгоду.

Яйца всегда были одним из социально-значимых продуктов питания, и повышение цен на них бьёт, в первую очередь, по беднейшим слоям населения. Ободряюще звучит заявление Александра Чепухина: «Горожан мы обеспечим яйцом по ценам производителя на ярмарках. Там же организуем выездную торговлю производителей. Тем самым создадим здоровую конкуренцию торговым сетям». Сказанное подкрепляется делами. В этом году сельхозярмарки проходят в два этапа. Последняя из них, проходившая в Засвияжском районе Ульяновска в минувшую субботу, показала, что горожане чутко реагируют на повышение цен. На ярмарке было реализовано 142 тонны овощей, из которых почти 74 тонны составил картофель, цены на который, как известно, заметно «подросли».

Но все «рекорды» побили куриные яйца: их было реализовано 115 тысяч штук. Пришлось даже подгонять дополнительно ещё несколько фургонов. Более того, для удовлетворения ажиотажного спроса принято решение 23 октября организовать дополнительную выездную торговлю продукцией местных птицеводов. Она пройдёт в центре Ульяновска на площади Ленина.

Никто не станет отрицать, что именно на сельхозярмарках самые низкие цены на яйца, и сами ярмарки нужны населению, что называется, позарез. Вот и Александр Чепухин подтверждает сказанное: «Местные птицефабрики продавали собственную продукцию по минимальным ценам – от 35 до 40 рублей за десяток. На сегодняшний день это самая низкая стоимость этого продукта в регионе». Но до ярмарки ещё нужно добраться общественным транспортом, а это 24-32 рубля туда и обратно: малоимущие такие варианты просчитывают дотошно. Получается, в итоге, что проще и быстрее дойти до ближайшего магазина и там купить десяток-другой яиц. Сегодня пока ещё можно купить их, пусть не самые отборные, по 47 рублей, а если поискать, то и по 45. Не в «Гулливере» и «Дворцовом ряде», где цены «кусаются» и доходят до 60 рублей, но в «Магните» точно. Или присмотреть на рынке, где выбор достаточно широкий. Причём взять «золотые яйца» не только из Мордовии, Башкирии, Свердловской области, Татарстана, но и от местных производителей. Почему всего десяток-другой? Яйца, и в этом их минус, не картошка, они долго храниться не будут, хотя продавцы сегодня едва ли ни в один голос утверждают, что картошка нынешнего сезона тоже долго не лежит – начинает загнивать.

Опять же, ярмарки, при всей их востребованности, не дают нужного охвата горожан: далеко не каждый имеет возможность на ней побывать.

Нельзя отбрасывать и сезонность ярмарок. Так что говорить о конкурентности с торговыми сетями, о которой упоминает министр, несколько преждевременно. Она, несомненно, имеет место быть, но не в тех объёмах, которые заставляли бы торговые сети снижать цены.

Где же выход? Он видится в комплексном решении проблемы. Почему мы делаем упор только на ярмарки? А где магазины шаговой доступности для населения, о которых говорится не первый год? Предполагалось именно в них продавать сельхозпродукты по ценам производителей. По официальной информации таких магазинов планировалось открыть в областном центре не менее 40, и несколько площадок под них, якобы, уже присмотрели. Но дальше разговоров дело не идёт: время проходит, а магазины так и не появились.

Не менее шумной была кампания по выдаче овощных сертификатов социально незащищённым слоям населения. Малоимущие остались, а сертификаты куда-то делись, «вживую» их так никто так и не увидел.

На протяжении долгих месяцев ведётся разговор о выдаче одиноким пенсионерам, инвалидам, которые, как раз на ярмарку и не попадут, продовольственных карточек (чеков). Между тем пример перед глазами. В Томской области составили списки нуждающихся, заключили договоры с торговыми сетями, определили источники финансирования и такие карточки стали выдавать.

Вместо заключения. Субсидии из федерального центра в министерство, конечно же, поступят. Но ожидать быстрого восстановления поголовья кур на птицефабриках и, следовательно, снижения цен на «золотые яйца», судя по всему, не стоит.

Виктор Никитин