«Ordnung muss zein!» (Порядок превыше всего!) – один из главных немецких принципов.
Признаюсь, в этом месте я уже давно хотел побывать… Еще несколько лет назад я узнал о том, что в нашей области есть село Богдашкино Чердаклинского района, которое можно назвать своеобразной ульяновской «Германией». Его жителями, в основном, являются поволжские немцы.
Несколько опережая свой рассказ об этом удивительном селе, не могу не поделиться своим главным впечатлением от увиденного: немцы всегда и везде остаются немцами, и Богдашкино яркий тому пример!
18 октября, 9.40 утра. Мы подъезжаем к Богдашкино, и в первую очередь нас удивил общий вид села. Аккуратные красивые дома, расположенные строго в соответствии с правилами архитектуры и геометрии – параллельно и перпендикулярно. Маленькие огороды, примыкающие вплотную к жилым домам, на которых нет ни клочка неубранной земли и, конечно, одно большое гигантское
здание, по адресу: улица имени Л.И. Бернт, д.5, в котором (внимание!) одновременно расположены местная администрация, почта, школа и детский сад. Скажете, ну и что в этом такого?! Да хотя бы то, что это очень удобно с точки зрения менеджмента и функционала управления поселком. Ни для кого не секрет, что общественно-культурная жизнь в небольших селах, подобным Богдашкино, в основном сосредотачивается вокруг клуба, школы и почты. А в этом селе, не мудрствуя лукаво, решили соединить все пласты деревенской жизни в одном здании – гениально и просто!
По словам главы Богдашкинского сельского поселения Александра Родионова, в которое, кроме Богдашкино, входят деревня Войкино и села Новое Матюшкино, Петровское, Старое Матюшкино и разъезд Уренбаш, благодаря подобному расположению, он всегда и в любое время может узнать какая обстановка в школе, детском саду или местном клубе. А представляете, как это удобно для местных жителей? Ведь у них все под рукой! Надо забрать ребенка из детского сада? Не вопрос. Заодно можешь отправить телеграмму, зайти к старшему ребенку в школу и узнать у местных чиновников, где сейчас находятся твои документы на приватизацию собственного дома.
Кстати о чиновниках. В силу специфики своей работы, мне часто приходится бывать в кабинетах чиновников самого различного ранга. Обратил внимание на одну характерную деталь: в большинстве случаев служебные документы в их кабинетах в хаотичном порядке разбросаны на рабочем столе. А в кабинете Александра Родионова царит по-настоящему немецкий порядок: все разложено строго по папкам, на столе нет ничего лишнего, и даже книги на стеллажах рас-положены в строго тематическом порядке. И такая же обстановка царит в каждом кабинете администрации Богдашкинского сельского поселения. Вот когда начинаешь понимать, что здесь каждый занят строго свои делом!
Школа. После общения с главой Богдашкинского поселения, мы отправились в школу, благо, что находится она в соседнем корпусе. И первым местом, которое мы посетили вместе с местной жительницей Татьяной Драйхимберг, стала местная столовая, увидев которую, меня едва не схватил инфаркт- настолько меня потрясла ее практически стерильная чистота! Расскажу лишь один факт: я видел в своей жизни очень много столовых – в школах, гостиницах, военных училищах и университетах, зданиях местных администраций и тому подобное. Но нигде и никогда я не видел того, чтобы в варочном цехе не было хлебных крошек, не стояли пустые банки, а рядом не валялись целлофановые пакеты. А в этой столовой словно бы поселился бог чистоты и порядка.
Первым школьным кабинетом, который мы посетили, оказался кабинет немецкого языка. Кстати, здесь его преподают с начальной школы. Очаровательные первоклашки с интересом слушают свою учительницу, а на мой вопрос о том, где находится Германия, дети не растерялись и лаконично хором ответили: «В Европе!».
Музей. Следующим пунктом нашего посещения стал местный школьный музей. Учительница истории Анна Константиновна Бернт рассказала мне об истории этого музея, а я думал лишь об одном: какая удивительная и одновременно трагичная судьба постигла поволжских немцев – хоть сериал снимай! Например, дед Анны Константиновны Самуил Шифнер был танкистом, воевал в Советской Армии, но так и не был представлен к награде. Я вспомнил о нашем с вами земляке, немце по национальности, генерале Гагене, детские и юношеские годы которого прошли в Сурском районе.
Авторское отступление. Во время Великой Отечественной войны 153-я стрелковая дивизия, командиром которой был Николай Гаген, попала в окружение. Дивизию непрерывно атаковали. Фашисты сбрасывали листовки, где говорилось: «Ваш командир немец, он ведёт вас к гибели». На партийном собрании Николай Александрович сказал: «Да, происхождение моё немецкое, но мой дед, отец и я родились в России. Это моя Родина. Советскую власть я защищал еще на фронтах гражданской войны и сейчас с вами». Тогда собрание выразило полное доверие своему командиру….
Судьбы. И конечно, мы не могли не посетить детский сад, в котором работает Елена Вульферт, которая прожила семь лет в Германии и решила вернуться.
«Практически все немцы нашего села, переехали сюда в начале 90-х годов из Казахстана, – вспоминает Елена. – Основная причина переезда практически у всех была одна: после распада Советского Союз отношение к нам местных жителей резко изменилось: я например, из-за своей немецкой фамилии, не могла поступить в университет – так и сказали, дескать куда ты, со своей фамилией?!
Когда мы ехали сюда, то конечно же не знали, что нас ждет… И после Казахстана были приятно удивлены отношением местных жителей к нам, тогда еще чужим для них людям. Нам помогали как могли: приносили продукты и теплую одежду, помогали с огородами – это невозможно забыть.
Но все-таки, скрепя сердцем, мы со своим мужем приняли решение пожить в Германии, хотя прекрасно понимали, что рано или поздно все равно вернемся обратно. Этак и вышло. Приехавших из нашей страны соотечественников, там, в Германии, воспринимают как русских, несмотря на то, что я, например, коренная немка. Работу себе я найти так и не смогла – наши дипломы о высшем образовании там не котируются. (Любопытная деталь – у многих богдашкинских немцев родственники живут именно в западной части Германии, на территории бывшей ФРГ.) Кстати, в Германии придерживаются принципа: «жить, чтобы работать!». А у нас работают, чтобы жить. Потому и вернулись обратно – потому что настоящая моя Родина здесь…»
Вот такими мы увидели поволжских немцев, жителей села Богдашкино. Люди, сохранившие немецкую страсть к порядку и дисциплине, но в которых бьется русское сердце. Для них название села стало по-настоящему символичным: Бог дал им новую родину – Россию!
Сергей Казаков, село Богдашкино, Чердаклинский район – специально для «Дыхание Земли»