С возобновлением государственной программы льготного автокредитования с 1 июля нынешнего года резко выросла доля автомобилей, приобретаемых с помощью заемных средств. Стоит ли поддаваться призывам власти «покупать российское» и увещеваниям банков о «супервыгодных предложениях», выяснял корреспондент «СК».

По данным агентства «Автостат», доля автомобилей, продаваемых в нашей стране в кредит, сегодня составляет 45 процентов и продолжает увеличиваться. При этом представители финансовой организации уверены, что с выходом программы льготного автокредитования на пик активности доля кредитных машин может составить 80 процентов.

Напомним, с 1 июля 2013 года в России возобновлена программы по субсидированию процентных ставок по автокредитам. Ее нынешняя версия, как и предыдущая, распространяется как на чисто отечественные автомобили, так и иномарки, производимые в России (полной массой до 3,5 тонны). При этом потолок цены повышен с 600 до 750 тысяч рублей, в итоге список «льготных» авто дополнили такие популярные модели, как Nissan Note, Nissan Almera, Peugeot 301 и другие машины российской сборки.

Кредиты субсидируются в размере двух третей от ставки рефинансирования ЦБ РФ, которая сейчас составляет 8,25 процента. С учетом того, что процентные ставки банков (по классическим продуктам без обязательного страхования жизни) сейчас находятся на уровне 13-16 процентов годовых (в рублях), окончательная стоимость льготных кредитов варьируется от 9 до 11 процентов и зависит от срока кредита, марки кредитуемого автомобиля, а также категории заемщика. Хотя есть банки, заявляющие о готовности предоставить автокредит и под 8 процентов годовых.

По оценке Минпромторга, продажи автомобилей в России по итогам 2013 года сократятся на 2-4 процента вместо возможных 10 процентов. Падение как раз призвана приостановить запущенная программа поддержки льготного автокредитования. До 1 апреля 2014 года по ней ведомство планирует продать 180-200 тысяч новых машин.

Среди дополнительных условий: автомобиль должен быть произведен не больше чем за год до даты выдачи кредита, предоплата со стороны покупателя – не менее 15 процентов от стоимости машины, срок действия кредита не более 36 месяцев (три года).

Но стоит ли поддаваться всеобщей эйфории по поводу дешевых кредитов? Конечно, оформить автокредит сегодня не проблема. Банки готовы выдавать займы при наличии одного лишь паспорта, порой не требуется даже подтверждения постоянного дохода, достаточно наличие кредитной истории, причем не обязательно положительной.

Но часто такая доступность выходит для заемщика боком.

В самой процедуре получения автокредита очень много тонкостей и подводных камней, предупреждают эксперты.

Первое, что сразу бросается в глаза, – это так называемый «Беспроцентный автокредит». Любой финансист скажет вам, что в этом есть подвох. Просто сама сущность кредита говорит о том, что за него нужно платить. Банк или автосалон могут просто взять недостающие проценты с чего-то другого, например, с комиссии по обслуживанию счета, комиссии за рассмотрение заявки, или просто взять дополнительную плату за его оформление. На практике случается и такое. Поэтому, если вам предлагают взять такой кредит, будьте предельно осторожны и не стесняйтесь задавать вопросы, а лучше всего – обратитесь за помощью к знакомому экономисту или юристу.

Иногда банки играют не по правилам: в договоре могут быть прописаны невыгодные для заемщика условия.

Часто впоследствии заемщикам приходится судиться с банком. Внимание также следует обращать на условия страхования приобретаемого автомобиля.

Все большее распространение получают автокредиты по системе «все включено», рассчитанные на покупателей, которым не на что застраховать приобретенную машину. Заемщик получает кредит на полную стоимость автомобиля и вдобавок на оплату страховки. При этом одни банки предоставляют возможность оплатить за счет кредита страховки по КАСКО на весь срок погашения кредита (в этом случае заемщик будет привязан к одному страховщику до полного погашения займа), а другие – включить в сумму кредита страховые выплаты только за первый год страхования.

Некоторые «знатоки» советуют не пользоваться автокредитом из-за дополнительных расходов на страховку, а взять обычный потребительский кредит. Тут следует помнить: если вы отказались от страховки и вдруг автомобиль по той или иной причине стал не пригодным к эксплуатации или же был угнан, долг банку все равно придется возвращать. Так можно остаться и без машины, и без денег.

Дмитрий Минаев