Центробанк России приостановил действие лицензии ОСАО «Россия» одной из крупнейших компаний на рынке ОСАГО. Одновременно Российский союз автостраховщиков (РСА) исключил эту страховую компанию из соглашения о прямом возмещении убытков. Довольно активно страховщик работал на территории Ульяновской области – его полисы имеют тысячи ульяновских автовладельцев. Решения грозят обернуться для владельцев полисов «России» серьезными неприятностями. Впрочем, не для них одних, предупреждают эксперты.

Как сообщает ЦБ, ОСАО «Россия», входящее в топ-15 компаний, оказывающих услуги по обязательному страхованию автогражданской ответственности, задолжало клиентам более двух миллиардов рублей. Отзыв лицензии означает, что отныне страховщик будет исполнять свои обязательства по заключенным ранее договорам, но не может заключать новых.

Спустя два дня, 25 октября, РСА исключил страховую компанию из Соглашения о прямом возмещении убытков. Причина – в неисполнении обязательств и условий Соглашения. Если в течение 30 дней со дня исключения ОСАО «Россия» не присоединится к Соглашению, то согласно Уставу РСА она будет исключена из членов РСА решением президиума Союза. Кроме того, у ОСАО «Россия» есть обременения на счетах, превышение коэффициента КАСКО-ОСАГО в два раза и есть просроченная задолженность по оплате санкций. Компания систематически не представляет информацию по запросам, связанным с рассмотрением жалоб потерпевших, заявляют в РСА.

Компания отнесена к четвертой, самой опасной, зоне риска, и небезосновательно. Объем ее обязательств составляет до 2,3 миллиарда рублей. При этом объем компенсационного фонда РСА составляет 5,4 миллиарда рублей. Если придется из него осуществлять выплаты за ОСАО «Россия», то его размер уменьшится практически в два раза, что серьезно ударит понадежности всей системы ОСАГО.

Компенсационный фонд формируется добросовестными участниками рынка ОСАГО и рассчитан на защиту интересов пострадавших в случае ухода того или иного игрока с рынка. Из него возмещается ущерб клиентам компаний-банкротов, а также те выплаты, когда виновник ДТП неизвестен или не застрахован по ОСАГО. Этот фонд уже понес значительные потери. В частности, в 2009 году рынок ОСАГО переживал массовый уход страховых компаний, и РСА пришлось взять все их обязательства на себя. Тогда сам Союз, хотя и не страховщик, занял первое место по выплатам. Однако ситуация четырехлетней давности значительно отличается от нынешней. Во-первых, тогда общая сумма долгов по выплатам была ощутимо ниже двух миллиардов рублей, во-вторых, история с ОСАО «Россия» способна вызвать цепную реакцию в системе автострахования, когда автовладельцы предпримут массовый исход от мелких страховщиков к более, на их взгляд, надежным.

Покупая полис ОСАГО, автовладельцы, как правило, мало задумываются о надежности страховой компании, в которой они страхуют свою гражданскую ответственность. И это понятно. Ведь в случае ДТП возмещение по их полису будет получать пострадавшая сторона – у нее и должна болеть голова о том, в состоянии ли страховщик заплатить по своим обязательствам. Впрочем, в случае банкротства по полисам ОСАГО неплатежеспособной компании заплатит РСА. Однако если полис оказался липовым, аннулированным или краденым, виновнику ДТП придется платить пострадавшим из своего кармана.

Кроме того, если автовладелец застраховался в несостоятельной компании, при наступлении страхового случая он не сможет воспользоваться механизмом прямого урегулирования убытков, при котором пострадавшая сторона обращается к своему страховщику.

Чтобы не оказаться у разбитого корыта, смотрите внимательно, где и у кого вы покупаете полис ОСАГО. Выясните, действует ли лицензия у компании, полис которой вы приобретаете. Если вы покупаете страховку через брокера, убедитесь, что он имеет доверенность от страховой компании на продажу ее полисов. В специальной форме на сайте РСА вы можете проверить, не числится ли полис ОСАГО, который вам предлагают купить, утерянным или похищенным.

Однако все это относится только к ОСАГО. Если вы оказались клиентом компании-банкрота с полисом КАСКО на руках, на выплаты в случае аварии можете особо не рассчитывать.

К слову, в настоящее время ко второму чтению в Госдуме готовится законопроект об изменении правил страхования автогражданской ответственности. Законодатели предлагают, во-первых, сделать прямое возмещение ущерба в случае ДТП с участием не более двух машин и без пострадавших безальтернативным. Во-вторых, увеличить лимит выплат: по ущербу жизни и здоровью – до 500 тысяч рублей, по материальному ущербу – до 400 тысяч. В-третьих, есть намерение установить претензионный порядок по ОСАГО. Например, сейчас водитель может обратиться за выплатой к страховщику, а может сразу в суд.

Этим правом пользуются недобросовестные автоюристы. Они как бы перекупают у потерпевшего его ущерб, а потом через суд получают со страховой компании огромные суммы. Претензионный порядок исключит такую возможность и разгрузит суды, считают законодатели. Согласно новому порядку, пострадавший сначала должен обратиться за выплатой ущерба в страховую компанию. Если с выплатами возникли проблемы, то необходимо подать жалобу в страховую компанию. А если и после этого ничего не удалось изменить идти в суд. Оппоненты идеи уверены, что новшество еще больше усложнит и без того проблемную процедуру получения страховых выплат автовладельцами.

Вадим Пилюков