Депутаты законодательного собрания Ульяновской области посетили Наноцентр, на строительство которого из регионального бюджета выделено более 200 миллионов рублей. По словам гендиректора Андрея Редькина, за время работы компания уже привлекла в регион инвестиции на сумму, в два раза большую выделенной из областного бюджета.

Наноцентры создаются по всей стране Фондом инфраструктуры и образовательных программ Роснано. «Задача – создать институт поиска технологий, их оценки и поддержки, создания компании и выведения продукта на рынок», – пояснил Андрей Редькин.

Состоит Наноцентр из офисов, лабораторий и промышленных помещений, для работников и резидентов создана необходимая инфраструктура: конференц-залы, переговорные, зона питания.

«В настоящее время Наноцентр работает примерно по 30 проектам. Около 10 из них находятся в активной фазе, две компании уже продают свой продукт на рынке и получают выручку. Оборудование закупается непосредственно под конкретные проекты. На оборудование для вышеупомянутых 30 проектов выделено порядка 340 миллионов рублей», – рассказал Андрей Редькин.

Больше всего депутатов заинтересовал проект по разработке системы неинвазивной ранней диагностики плода на ранней стадии беременности. «По генам плода можно определить его резус. Ранее считалось, что гены плода невозможно выделить из крови матери, но это возможно. Таким образом, мы можем узнать резус-фактор плода и определить его пол уже на 7 неделе», – рассказал о своём проекте генеральный директор компании Genext Андрей Тороповский.

Подобные технологии уже существуют как за рубежом, так и в России, но стоимость такого анализа порой доходит до 21 тысячи рублей. Стоимость анализа по технологии молодых учёных составляет всего тысячу рублей.

Над разработкой данного продукта в лаборатории Наноцентра трудятся три специалиста: двое из Самары, сам Андрей Тороповский пока что живет в Димитровграде.

Аналоги многих идей, поддерживаемых Наноцентром, уже существуют в Европе и Соединённых Штатах. Но в большинстве случаев, новаторство российских разработчиков заключается в значительном снижении стоимости продукта.

При попытке наладить отношения с ульяновскими вузами, сотрудники Наноцентра столкнулись с несколькими проблемами. «УлГТУ предоставил нам все идеи, которые у них были, но ни одна из них не смогла заинтересовать Роснано. Была интересная разработка у Ульяновского государственного университета, но мы не смогли договориться, – пояснил Андрей Редькин. – Дело в том, что в случае сотрудничества с нами, сам Наноцентр становится собственником компании на 51%, так как нет уверенности в том, что университет сможет правильно вести бизнес и сумеет грамотно вывести товар на рынок. Некоторых по понятным причинам это не устраивает».

На создание Наноцентра было потрачено 1,3 миллиарда рублей, 200 миллионов из регионального бюджета. Руководители Наноцентра отметили, что за время его работы, в регион было привлечено инвестиций на сумму, в два раза большую, чем региональные затраты, а через пол года сумма инвестиций увеличится вдвое.

Наноцентр поддерживает стартапы, срок окупаемости которых не превысит 7 лет. Соответственно и прибыль от Наноцентра регион должен получить не позже этого срока.

Алексей Хорошилов