В четверг Законодательное Собрание Ульяновской области большинством голосов приняло в первом чтении Закон «Об областном бюджете Ульяновской области на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов». Главный финансовый документ региона был назван жестким, сформированным с мобилизацией всех доходных и административных ресурсов и требующим дополнительного поступления средств для полноценного решения задач, поставленных указами президента РФ и бюджетным посланием губернатора.
Впереди россиян ожидает трудный финансовый год, вызванный прогнозами по замедлению темпов роста экономики. В такой ситуации принимаются сейчас бюджеты регионов. Ульяновская область – не исключение. И все же разработчикам облбюджета-2014 удалось сохранить ключевые позиции на уровне 2013 года, а по доходам заложить определенный рост – на 3,5 процента. Проект бюджета был составлен на основе прогноза социально-экономического развития Ульяновской области на 2014 год, который представило региональное министерство экономики. Согласно этому документу, индекс физического объема ВРП в следующем году составит 105 процентов, а индекс промышленного производства – 105,5 процента.
В ходе первого чтения в ЗСО утверждаются основные параметры бюджета – общий объем доходов и расходов, предельный размер дефицита. Всего областная казна планирует получить в 2014 году 28,9 млрд рублей доходов.
***
Вот каковы мнения о проекте бюджета Ульяновской области на 2014 год членов правительства, депутатов, ученых.

Ольга Максимушкина, министр финансов Ульяновской области:
– Экономический рост сегодня замедлился по всей России. И все негативные процессы отражаются на формировании бюджетов в регионах. Поэтому, работая над своим бюджетом, мы должны были трезво оценивать происходящие процессы, корректировать доходы и расходы в соответствии с прогнозом экономического развития. Особенность здесь в том, что опираться необходимо на реалии сегодняшнего дня, не забывая при этом о долгосрочных перспективах. Формирование областного бюджета на очередную трехлетку происходило в условиях серьезных изменений экономической обстановки, налогового и бюджетного законодательства, связанных, в том числе, с передачей на региональный уровень содержания детских дошкольных учреждений, переходом на формирование государственных программ. Несмотря на это, нам удалось все наши расходные обязательства и основные задачи поместить в параметры бюджета, рассчитанного по бюджетному законодательству.
Если говорить об Ульяновской области, то ситуация по доходной части бюджета подверглась потрясениям меньше, чем в других регионах. На протяжении текущего года область не снижала позиций по темпам роста налоговых и неналоговых доходов, находясь по итогам девяти месяцев на пятом месте в ПФО.
Главный финансовый документ на 2014 год формировался по новому – программному – принципу. Всего в следующем году планируется реализация 17 государственных программ с общим объемом финансирования 8,3 млрд рублей. Еще одна особенность – это создание муниципальных дорожных фондов. Для их формирования мы отдаем в муниципалитеты 10 процентов всех доходов, поступающих региону от акцизов на нефтепродукты. Распределение средств между муниципальными образованиями будет зависеть от протяженности их автодорог.
Наш бюджет по-прежнему является социально ориентированным: более 78 процентов всех расходных обязательств на следующий год составляют ассигнования социального блока и Финансовая помощь муниципалитетам. На социальную политику, например, планируется направить 7,8 млрд рублей (четверть всех расходов). На здравоохранение – 6,6 млрд рублей (на 150 млн больше, чем план 2013 года). Финансирование в рамках госпрограммы «Культура в Ульяновской области» вырастет в пять раз.
Хочется подчеркнуть, что время простых решений прошло. Об этом говорится на федеральном уровне, и те экономические вызовы, которые сегодня стоят перед нами, нельзя недооценивать. Нам предстоит в трудных условиях выйти на новую траекторию устойчивого развития, сохраняя при этом уже достигнутые результаты.

Игорь Тихонов, вице-спикер ЗСО, председатель социального комитета:
– Стратегическая задача закона о бюджете -исполнение майских указов президента Российской Федерации. Основной среди указов – о повышении зарплаты работникам бюджетной сферы. Отражение этого процесса в нашем бюджете для меня лично является главной оценкой документа. Достаточно высокой оценкой. Задачу повышения зарплаты бюджетникам областная казна будет выполнять, пусть и не все необходимые средства на эти цели пока заложены. Но мы рассчитываем на привлечение дополнительных доходов в бюджет: работа в этом направ-лении никогда не прекращается. Мы активно участвуем в процессе, и я не спешил бы расписываться в собственном бессилии перед угрозой экономических трудностей. Думаю, удастся найти дополнительные средства и на развитие в регионе здравоохранения, образования, спорта, молодежной политики. Бюджет – живой, развивающийся организм.
В своем первом выступлении перед новым созывом Законодательного Собрания Сергей Иванович Морозов обозначил еще одно важное направление работы – так называемые 26 инициатив. Они планомерно реализуются. Например, законопроект о прожиточном минимуме пенсионера в Ульяновской области позволит привлечь федеральные деньги на социальную поддержку пожилых людей, у которых уровень доходов ниже этого прожиточного минимума. Принятие сбалансированного, эффективного бюджета на 2014 год активизирует работу по инициативам губернатора.

Алсу Балакишиева, вице-спикер зсо, председатель бюджетного комитета:
– К обсуждению областного бюджета мы готовились давно, провели вместе с правительством серьезную предварительную работу, получили положительные заключения надзорных органов, Счетной палаты, проработали документ в комитетах. Меня радует, что расхождений с бюджетным законодательством наш проект не вызвал, исполнительная власть подготовила достойный документ, и мы его сегодня поддержали на пленарном заседании Законодательного Собрания в первом чтении. Немного волнует, конечно, размер государственного долга Ульяновской области – планируется, что в следующем году он может достичь 13,6 млрд рублей. Будем работать над его сокращением. Похожая ситуация сегодня, к сожалению, наблюдается почти во всех регионах страны. У многих ситуация с госдолгом хуже, чем в Ульяновской области, так что мы находимся в рамках общего процесса. В свою очередь, наш регион определил параметры социально-экономического развития региона, где четко видно, на какие налоговые источники мы делаем ставку, в том числе по реализации инициатив губернатора.

Людмила Иванова, заведующая кафедрой «Финансы и кредит» УГСХА:
– Бюджет Ульяновской области на 2014-2016 годы, как и в ряде предыдущих лет, остается социально ориентированным, и это в условиях социальной уязвимости наших граждан на фоне макроэкономической нестабильности является весьма актуальным. В проекте бюджета Ульяновской области более 2/3 бюджетных расходов -расходы социального блока, гарантирующие гражданам получение качественной медицинской помощи, оздоровительных и образовательных услуг. Определенное внимание в проекте бюджета уделено финансовой поддержке муниципальных образований, повышению качества транспортных услуг и стимулированию развития региональных отраслей экономики. Очевидно, что для России и большинства ее субъектов 2014 год будет непростым, но, исходя из установок областного правительства, в Ульяновской области есть резервы не ухудшить, а, возможно, даже улучшить свои позиции, как в социальном, так и экономическом развитии.
Ольга Киселева, доцент кафедры экономического анализа и государственного управления УлГУ:
– Оценивая показатели будущего бюджета Ульяновской области, можно сделать вывод, что разработчики закона учли требования антикризисной политики и социальную направленность. Подход облправительства к формированию бюджета представляется оптимальным: в нем просматривается стремление найти компромисс между желанием поддерживать значимые для Ульяновской области отрасли экономики, с одной стороны, и необходимостью выполнения социальных программ – с другой.
Рост расходов областного бюджета обоснован необходимостью увеличения заработной платы работникам бюджетной сферы, а также передачей системы дошкольного образования на финансирование из областного бюджета. Более четверти расходов областной казны связаны с необходимостью обеспечения сбалансированности муниципальных бюджетов.
В условиях надвигающейся второй волны глобального кризиса, сокращения темпов развития мировой экономики и экономики России не приходится ожидать особого разнообразия подходов к формированию бюджетов и роста доходной части. Следствием ухудшающейся мировой конъюнктуры становится снижение нормы прибыли для большинства крупных предприятий региона. В связи с этим возможные трудности в исполнении бюджетных обязательств вполне предсказуемы. Но, несмотря на общую негативную тенденцию в экономике, падения промышленного производства в Ульяновской области не ожидается, что позволяет ориентироваться в дальнейшем на рост бюджетных показателей.
Сергей ГОНЧАРОВ