Признаться, я сначала не очень хотел писать на тему закупки Законодательным Собранием Ульяновской области 4 новых машин «Тойота Камри», но с учетом того количества «пинков», которые, на мой взгляд, несколько незаслуженно получил областной парламент со всех сторон после появления информации о размещенном заказе, считаю это просто необходимым. Дабы расставить все точки над «i», поскольку в силу своей прошлой трудовой и общественной деятельности в ЗСО немного знаком с реальным положением вещей в этом органе власти. Все аргументы и факты чуть позже, но сначала буквально несколько слов о моей личной позиции в вопросе приобретения служебных автомобилей и о том, какие пути решения проблемы предлагаются сегодня основными политическими игроками.

«Если же говорить о шикарных автомобилях и прочей кабинетной роскоши, то проблема, как мне кажется, кроется в отсутствии четких и прозрачных норм в сфере государственного управления. К сожалению, насколько мне известно, на сегодняшний день нет понимания на законодательном уровне, кто на какого класса машине должен ездить, какую мебель должен иметь в кабинете и т.д. и т.п. Вот и получается, что каждый волен в своих желаниях».

Это фрагмент одной из моих первых заметок «Номенклатура государства Российского», которая была написана в далеком 2009 году под впечатлением от нескольких скандалов вокруг закупок региональными чиновниками дорогостоящих авто и предметов мебели.

Как и четыре года назад, я уверен в том, что борьба с аппетитами чиновников (иногда просто неуемными) должна лежать в законодательной плоскости. До тех пор, пока это не произойдет, любая оценка будет основана, прежде всего, на субъективном представлении человека о том, что дорого, а что нет. Для кого-то психологический рубеж – это один миллион рублей, для кого-то – все пять, а для кого-то и сто тысяч рублей – серьезнейшая сумма. Для одних чиновники на иномарках не вызывают никакого отторжения, другие же считают, что их необходимо срочно пересадить чуть ли не на велосипеды. Разумеется, такая ситуация является комфортной для различного рода популистов в борьбе за власть. Что, с одной стороны, конечно, благоприятно для активизации политической движухи, но с другой, никак не способствует появлению чего-то конструктивного и рационального “на выходе”. По той причине, что попросту отвлекает внимание от действительно серьезных вопросов.

К большому сожалению, для того, чтобы идея (казалось бы, лежащая на поверхности) об установлении единых «правил игры» хотя бы в части приобретения чиновниками автотранспорта начала приобретать черты конкретных законопроектов, потребовался не один год. Все это время власть несла серьезные имиджевые потери, в то время как с легкой руки ее политических оппонентов формировался образ расхитителей казны. Впрочем, и для самой оппозиции (как вечно и по любому поводу критикующих коммунистов, так и представителей, так называемой, несистемной оппозиции) тема нормативного регулирования этой сферы в качестве позитивной политической повестки до определенной поры была неинтересной.

Но прошло несколько лет, и дело все-таки сдвинулось с мертвой точки. С идеей запретить чиновникам покупать за бюджетные деньги автомобили дороже 1,5 миллионов рублей выступил оппозиционер Алексей Навальный. Правда, несмотря на собранные 100 тысяч подписей в поддержку, законопроект не стал рассматриваться в силу того, что ограничение предлагалось закрепить нормами 94-ФЗ, который 01 января 2014 года в принципе утрачивает свою силу (ссылка). Депутаты фракции КПРФ, в свою очередь, предложили ограничить чиновников 2 миллионами рублей (ссылка). В то же время депутатами ГосДумы от ОНФ был разработан свой вариант законопроекта, предусматривающий дифференцированный подход в привязке к уровню занимаемой должности (от 1,2 миллионов до 3 миллионов рублей) (ссылка).

Несмотря на то, что ни один из предложенных законов пока так и не принят, активность политиков вкупе с популярностью этой идеи в народе позволяют надеяться на то, что долгожданные «правила игры» будут наконец-таки установлены, причем уже в ближайшем будущем. Ну, а главное, во всей этой эпопее, наверное, то, что, мы имеем достаточно редкий случай для нашей политики, когда никаких концептуальных расхождений в самих подходах к решению данной проблемы у политических сил нет. Ведь все дебаты ведутся, по большому счету, исключительно о суммах, которыми должны быть ограничены аппетиты власть предержащих и народных избранников. Да, и если посмотреть на предложенный нижний предел в 1,2 млн. рублей, становится понятным, что все, в общем-то, понимают, что служебный транспорт должен быть в меру комфортным (чиновники и депутаты зачастую «живут» в машинах) и в меру надежным, дабы не сломаться где-нибудь на полпути к месту назначения вдали от цивилизации. И это вполне себе обычная практика, которая существует «плюс-минус» во всем мире (да-да, мы все видели демотиваторы с мэром Лондона, который ездит на работу на велосипеде, но это, конечно же, исключение из правил). И в советское время руководство (в зависимости от статуса) ездило на самом лучшем из того, что мог предложить отечественный автопром. Да и в царское время, я полагаю, на старых и разбитых повозках никто из чиновников не передвигался.

Возвращаясь к упомянутой в начале текста закупке Законодательного Собрания области. Условно все претензии можно разделить на «слишком дорого» и «зачем это нужно было делать (закупать машины) в нынешних экономических реалиях?».

Что касается «слишком дорого», то я совсем не зря упоминал в тексте те суммы, которые предлагаются разными политиками и партиями в качестве предельных. Ведь по факту, что получается? Даже в отсутствии принятого закона областной парламент закупает автомобили по стоимости, которая не выходит за рамки ни одной из озвученных моделей ограничения (ни по версии Навального, ни КПРФ, ни ОНФ). Казалось бы, закона нет, можно было поступить, как коллеги из парламентов других субъектов РФ. Прикупить по заоблачной цене какой-нибудь Lexus LX470, как у спикера Челябинской области. Или приобрести для всех депутатов Ауди А6, а для спикера Ауди А 8 лонг (привет Самарской области). Ан нет, наши поступили на самом-то деле гораздо скромнее – я, если честно, плохо разбираюсь в марках и характеристиках автомобилей этого класса, но вот журнал «За рулем» утверждает, что Toyota Camry и Nissan Teana стоят гораздо дешевле своих конкурентов, но при этом отличаются надежностью.

Теперь относительно второй претензии. Необходимость приобретение новых автомобилей была продиктована объективно плохим состоянием и изношенностью имеющегося автопарка. Не говоря уже и о том, что машин в принципе не хватало (у трех комитетов в настоящее время, вообще, нет закрепленного транспорта). Не поленился и уточнил у знакомых некоторые подробности. Из имеющихся авто сегодня «на ходу»: Тойота Камри 2004 года выпуска (машине пошел 10-ый год) с пробегом под полмиллиона км, Тойота Ленд Крузер 2008 года выпуска (машине 6-ой год) с пробегом более 300 тысяч км, неоднократно ломавшиеся в пути 3 Хундая Сонаты 2007 года (машинам 7-ой год). На этом, собственно, иномарки заканчиваются. Еще в арсенале: чиненные-перечиненные и уже гниющие 4 автомобиля Волга Газ 31105 (2006-2007 года выпуска), одна более-менее свежая «Волга-Сайбер» 2010 года и Соболь-Баргузин (но это уже не легковой автомобиль). И все.

Вот такая вот история. В «сухом остатке» мы имеем автопарк, который в принципе не в состоянии «закрыть» существующие потребности депутатского корпуса и аппарата ЗСО, что усугубляется его неудовлетворительным техническим состоянием, и размещенный заказ на покупку 4 автомобилей по цене, не выходящей за пределы, предлагаемые к законодательному утверждению, как представителями организаций провластных, так и оппозиционных. Выводы, думаю, каждый сделает сам для себя. Я, безусловно, понимаю, что во многом градус общественной критики вызван и тем фактом, что не все удовлетворены качеством и эффективностью работы органов власти в целом, а для кого-то это и просто непрекращающаяся политическая борьба. Но при этом, я глубоко убежден в том, что эти вещи смешивать нельзя – в конце концов, от того, что мы пересадим всех наших чиновников и депутатов без разбора на «семерки», Лады-Калины желтого цвета и тем более велосипеды, качество и эффективность их работы уж точно не улучшатся.