После принятия на октябрьском заседании областного Законодательного Собрания основных параметров бюджета Ульяновской области на 2014 год специалисты продолжают обсуждать и оценивать главный финансовый документ – его потенциал, работоспособность. Мнения высказываются полярные, чему способствует содержание облбюджета. С одной стороны, в условиях замедления роста российской экономики, в областной казне на следующий год предусмотрен хоть и небольшой, но рост собственных доходов – в том числе и к уточненным плановым назначениям 2013 года. С другой стороны, в Ульяновской области на исполнение майских указов президента РФ, которые касаются повышения зарплат бюджетникам, средств на 2014 год заложено пока меньше половины.
Бюджетный комитет ЗС несколько последних месяцев находится в эпицентре работы над главным финансовым законом региона. Сегодня мы предоставляем слово председателю комитета, вице-спикеру Законодательного Собрания Алсу Балакишиевой.
– Алсу Харисовна, в ходе первого чтения оппозиционные фракции Собрания проголосовали против проекта бюджета, назвав его сырым и плохо подготовленным. Каково Ваше мнение по этому поводу?
– При работе над областным бюджетом мы обязаны выслушать все стороны. Это здорово и очень помогает учесть различные нюансы. Законопроект о бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов готовился тщательно и максимально открыто. Население Ульяновской области получило широкую возможность ознакомиться с проектом. Он был размещен в интернете на официальном сайте ЗС. Каждый желающий мог оставить там свои замечания и предложения, но таковых не поступило. Впервые в истории принятия облбюджета к его разработке были привлечены ученые – экономисты, финансисты. Мы получили очень много заключений по проекту – от прокуратуры, управления юстиции, уполномоченного по противодействию коррупции, Счетной палаты, Общественной палаты. Учли замечания. Многие острые вопросы были отработаны в комитетах ЗС перед первым чтением бюджета. Шло активное обсуждение в средствах массовой информации. Поэтому я не согласна, что облбюджет-2014 не готов для принятия. Бюджет, на мой взгляд, удалось сверстать очень качественный. И это несмотря на новую волну мирового кризиса, подошедшую к границе России, на негативные экономические прогнозы в стране, что, конечно, отражается на бюджетах регионов.
Остановлюсь на основных параметрах об-лбюджета-2014, принятых в первом чтении. Общая сумма доходов областной казны определена на следующий год в размере 28,9 млрд рублей, что на 1,3 процента выше первоначально утвержденных плановых показателей 2013 года. Собственные доходы составляют 23,7 млрд рублей: здесь заложен рост и к первоначальным назначениям текущего года (3,5 процента), и к уточненным (1,9 процента). На днях успешная наполняемость казны Ульяновской области собственными доходами была отмечена в Минфине РФ: по темпам роста пяти основных источников дохода мы находимся в первой десятке регионов страны. Неплохая динамика собственных доходов у нас просматривается до 2016 года. Безвозмездные поступления в Ульяновскую область из центра пока прогнозируются в общем объеме 5,13 млрд рублей. Традиционно эта сумма не окончательная, и в ходе исполнения федерального бюджета в 2014 году есть надежда на ее рост.
Расходы областной казны запланированы в объеме 32,4 млрд рублей – 101,6 процента к уровню первоначально утвержденных показателей на 2013 год. Дефицит бюджета ожидается в пределах 15 процентов (3,5 млрд рублей) от собственных доходов и укладывается в рамки бюджетного законодательства. На покрытие дефицита планируется привлекать банковские кредиты, доходы от продажи принадлежащих региону акций предприятий.
Отмечу особенность в расходовании бюджетных средств, которая ждет нас с 2014 года. Он станет переходным на программное финансирование. Вместо областных целевых программ (ОЦП) утверждены 17 государственных программ с общим объемом средств 8,3 млрд рублей из областного бюджета. Таких денег мы не имели, даже когда у нас действовало 50 ОЦП. Речь идет о газификации, ЖКХ, модернизации здравоохранения, водоснабжении населенных пунктов и т.д. При государственных программах прописаны софинансирование из федерального бюджета и конечный результат, эти условия никто не вправе нарушить.
Сколько получим на софинансирование из Москвы? Как потопаем…
– Давайте пройдемся по основным источникам доходов на 2014 год.
– В ПФО наш регион оказался единственным, кто не сократил темпов прироста по общей системе налоговых источников. Бюджетообразующими налогами у нас по-прежнему являются подоходный (НДФЛ), на прибыль организаций, акцизы. Лидирующее положение в 2014 году должен занять НДФЛ. Его доля в общем объеме поступлений вырастет с 30,9 до 39,2 процента. Сборы НДФЛ в облбюджет планируется поднять до 9,3 млрд рублей против нынешних 7,2 млрд.
– Учитывая кризисные явления в экономике, не получится ли, что завтра люди начнут терять работу и область недоберет подоходного налога, на который делает ставку?
– При разработке бюджета мы предусмотрели подобные риски. Согласно прогнозу социально-экономического развития региона, резкого закрытия предприятий и скачка безработицы в Ульяновской области в следующем году не ожидается. Доля НДФЛ в доходах облбюд-жета-2014 способна достичь даже 45 процентов. Вот 2015 год, возможно, получится более сложным по НДФЛ, если пессимистические сценарии в российской экономике сбудутся.
– Акцизы и налог на прибыль хоть и относятся к основным источникам доходов, но их поступлений в областную казну по сравнению с текущим годом запланировано меньше. Почему?
– Действительно, сбор налога на прибыль прогнозируется в сумме 6,8 млрд рублей – со снижением на 4,3 процента к уровню 2013 года. Снижается удельный вес прибыльных организаций в регионе: в 2013 году, по данным областного Минэкономики, их насчитывается 68,5 процента. Годом раньше было 72,5 процента. Хотя расчет прибыльных организаций берется на 1 августа: до конца финансового периода остается еще пять месяцев. Когда мы проанализировали эти пять месяцев, то увидели, что число прибыльных предприятий должно увеличиться. Но отдачу теперь почувствуем в бюджете только по итогам исполнения, в марте-апреле. Тогда этот источник доходов должен подрасти. Хотя, к сожалению, далеко не все предприятия стараются добросовестно платить налог на прибыль.
– Прячут ее?
– И прячут, и занижают. Кто – в рамках законодательства, кто – за рамками. Создают, например, семейный бизнес при ОАО, перекачивают туда деньги, а головное предприятие оказывается в убытках, и взять с него вроде бы нечего. Как здесь винить власть, если налогоплательщик-предприниматель не имеет чувства ответственности за то, что от уплаты налогов зависит, в какие садик, школу будет ходить его же ребенок. Как сегодня заставить налогоплательщика честно раскрывать свои доходы? На это есть налоговая служба: к недобросовестным нужно применять карательные меры. В Ульяновской области сегодня только малых предприятий насчитывается около 18 тысяч. Если каждое спрячет от налогов хотя бы по 100 рублей, то в какую сумму это выльется?
– Предполагается, что на акцизах облбюджет потеряет внушительные средства по сравнению с текущим годом – 1,7 млрд рублей.
– Это обусловлено снижением выпуска подакцизных товаров – алкогольной продукции. За январь-август 2013 года производство пива в Ульяновской области сократилось до 60,7 процента к уровню прошлого года, водки – до 92 процентов. Главные причины спада – ужесточение правил реализации алкоголя и ежегодное увеличение ставок акцизов на него. Тут, как говорится, имеем то, что имеем. Акцизов в 2014 году планируется собрать 3,2 млрд рублей.
Для нашего региона ситуация осложняется тем, что на новом пивзаводе в Заволжье сменился собственник: «Сабмиллер» продал свои акции «Эфесу». Последнему производство в Ульяновской области не особо нужно, так как уже имеется предприятие в соседнем Татарстане. Губернатор Морозов планирует встретиться с главным акционером «Эфеса», выяснить, какая поддержка требуется, чтобы сохранить работающий пивзавод в Ульяновской области, сохранить поступление налогов в казну.
– На заседании ЗС прозвучало, что для выполнения майских указов президента нашему региону в следующем году требуется 5 млрд рублей, однако пока рассматривается лишь 2 млрд. Откуда брать недостающее?
– Необходимые средства будем изыскивать, активно используя все возможные резервы дополнительных доходов – погашение имеющейся недоимки по налогам и сборам, вывод из «тени» ушедшего туда и не желающего пополнять казну бизнеса, ликвидация зарплат «в конвертах», мешающих росту подоходного налога, грамотное управление областной собственностью.
Недоимка в облбюджет сегодня составляет 570 млн рублей. 455 млн из них, по оценкам специалистов, реальны ко взысканию. Огромным резервом пополнения доходной части бюджета является борьба с «конвертной» зарплатой. Сегодня объем вознаграждений, который крутится в «тени», достигает в нашем регионе 8 млрд рублей. Необходимо продолжать плотную, настойчивую работу, чтобы «вывести на свет» эти деньги и получить с них налоги.
В собственности Ульяновской области сейчас находятся акции 18 открытых акционерных обществ. Я сторонница продажи этих пакетов, кроме бумаг предприятий, выполняющих госзаказы. Все равно дивидендов область получает копейки – на следующий год запланировано 2,26 млн рублей. Только прежде, чем продавать акции, нужно привлечь экспертов для объективной оценки рыночной стоимости. Общая старая цена всех акций составляла около 2 млрд рублей. Новая может быть значительно выше. Существенно пополнить казну способен налог на имущество организаций и физических лиц. После анализа, проведенного через БТИ, мы получили печальную картину: многие в своих данных имущество скрывают, стараются уйти от налогов. Здесь необходимо усилить контроль муниципалам. Им лучше известны объекты предпринимателей, коттеджи, не поставленные на учет. Надо жестко работать по этому доходному источнику. В ближайшее время я планирую пригласить председателей бюджетных комитетов всех муниципальных образований, налоговиков. Будем нацеливаться на резервы по налогу на имущество. В ходе исполнения бюджета-2014 поступления от этого налога должны вырасти.
И, конечно, требуется эффективное расходование бюджетных средств, оптимизация структуры расходов. Эти вопросы особенно важны перед вторым чтением закона о бюджете, когда утверждаются расходные статьи.
– Оптимизация с некоторых пор ассоциируется у россиян с сокращением. В бюджетной сфере что-то будет сокращаться?
– Да, будет, но не койко-места в больницах или творческие коллективы в клубах. Речь идет о том, чтобы уйти от лишних управленческих звеньев в бюджетных организациях, сэкономить на этом. Пришло время объединения юридических лиц по направлениям – в образовании, медицине, культуре. Приведу пример по своему избирательному округу – Карсунс-кому району. Там, в райцентре, есть управление образования – целый штат сидит. Рядом, в школе, – тот же дублирующий управленческий аппарат. Поблизости – четыре детских садика, и там везде то же самое. Сокращение управленцев в данном случае выглядит вполне логично. Многие положительно относятся к такой реорганизации. Это – одна из задач 2014 года в плане эффективности расходов.
– Насколько эффективен, на Ваш взгляд, бюджет Ульяновской области 2014 года в целом для жизни региона?
– Сравнивая проект нашего бюджета с самарским или пензенским, особо подчеркну, что в этих субъектах общая система налоговых источников снизилась на 20-25 процентов. Мы на таком фоне смотримся оптимистично. А эффективность использования наших средств я вижу в том, что расходы будут направлены на конкретного человека, действительно нуждающегося в социальной поддержке. Другое дело, что такое исполнение бюджета окажется болезненным для кого-то, но мы эту дорогу должны пройти. Должны честно сказать людям, что сегодня не можем всем помогать из казны одинаково. Принцип «всем сестрам по серьгам» не годится.
Эффективность бюджета будет зависеть также от сознательности налогоплательщиков. Пришло время повернуться лицом к государству, честно платить налоги. А после этого справедливо требовать соблюдения своих законных прав – хороших дорог, благоустройства, удобных садиков и школ, охраны порядка. Только в этом случае мы сможем чего-то добиться.
Сергей ГОНЧАРОВ, при содействии пресс-службы Законодательного Собрания Ульяновской области