Со следующего года в наших платежках должна появиться новая строка. Однако опять мы оказались не готовы к нововведениям ЖКХ, как это было недавно и с постановлением №354. Мы – это Ульяновская область и почти все регионы страны, которые незадолго до начала вступления в действие закона начали роптать, заламывать шапки и просить Москву сдать назад…
Может, менталитет такой или, скорее, бюрократическая неповоротливость, так или иначе, но это есть практически во всех нас – ждем до последнего. Заранее известно обо всех законах, обо всех нововведениях, которые нас ждут через год или два, и все равно ждем, авось, пронесет, отменится, отложится… Зашевелились только тогда, когда, что называется, приперло.
О том, что с 2014 года появится обязательная плата за капремонт, стало известно еще в 2012 году, когда Госдума приняла соответствующий закон. Уже тогда данный законопроект именовался в СМИ и в выступлениях экспертов не иначе как «скандальный». Ну а как тут обойдешься без скандалов, если, по сути, жителей новостроек заставляют оплачивать ремонт соседям из разваливающихся «хрущевок» и «сталинок»? А государство при этом как бы уходит от проблемы в сторону, оставляя за собой лишь право распределять собранные с населения взносы на капремонт.
О чем речь?
Низкая информированность населения, помноженная на некомпетентность СМИ и лукавство чиновников, привела к тому, что практически никто сейчас не понимает, о чем вообще речь. Самое главное заблуждение (или намеренное искажение) многих материалов в СМИ, что это закон о капремонте домов. Хотя, чего тут обсуждать, ремонт, безусловно, нужен! Однако никто и ничто и сейчас (без оного закона) не мешает собственникам собирать деньги и проводить ремонтные работы на своем доме. Суть же предлагаемых нам изменений в ином.
Если совсем утрированно, то государство нам говорит:
– Граждане мои уважаемые, я больше не буду давать вам денег на ремонт жилья, а буду теперь само с вас собирать взносы, и потом мои чиновники решат, какие, как и когда ваши дома ремонтировать.
Народ возмущается:
– А как же закон о приватизации? Государство, ты же нам обещало отремонтировать все жилье перед тем, как передать в собственность! Ведь до сих пор не исполнило обещанного… Да и с какого перепугу мы должны отдавать тебе свои кровные на ремонт наших же домов?! Может, мы сами как-нибудь разберемся со своими деньгами-то, без помощи твоих чиновников?
Государство качает головой и цыкает:
– Ой, ну, как дети малые, не справитесь вы, переругаетесь, мои чиновники-то лучше знают!
Ну и так далее, в таком ключе идет диалог, вернее, мог бы идти, если бы государство действительно отвечало. Но оно молчаливо принимает законы. Молчаливо в прямом смысле: мы не видим открытого представления инициатив, не слышим дебатов, не участвуем в обсуждениях. Отсутствует обратная связь между обществом и государством. Как это должно быть на практике? Элементарно, хотя бы через обсуждение законопроектов на уровне регионов, в законодательных органах субъектов и муниципалитетов с привлечением общественных советов и экспертов. В ЗСО Ульяновской области сейчас пришел новый состав депутатов, возможно (искренне надеемся), такая обратная связь (и первые попытки уже есть) все же будет налажена. Иначе мы обречены и дальше наступать на одни и те же грабли.
Отложить на год
17 октября в ЗСО Ульяновской области прошел «круглый стол», где рассматривались вопросы закона о капитальном ремонте общего имущества в многоквартирных домах. Разговор получился очень жарким и ярким. В том числе бурно обсуждалась инициатива Ярославского ЗСО об отсрочке на год вступления в силу Федерального закона о капремонте жилого фонда. То ли мы были самонадеяннее, то ли ярославцы оказались прозорливее, но они еще в июне этого года выступили с данным предложением.
По словам главы Ярославского ЗСО Ильи ОСИПОВА, федеральная власть ставит регионы в неприемлемые условия: обязывает с 2014 года переложить всю тяжесть оплаты капитального ремонта домов на плечи самих жильцов. Регионам в приказном порядке предписано создать специальный фонд, куда будут стекаться деньги, заплаченные гражданами по строчке «Капитальный ремонт жилья».
– Я абсолютно убежден, что нельзя вводить какие-то новые сборы с населения до тех пор, пока четко гражданину не будет понятно, куда идет каждый рубль его вложения, – заявил Илья ОСИПОВ в интервью порталу «Ярновости». – Более того, на сегодняшний день отремонтирована только четвертая часть всего жилого фонда, а государство брало на себя обязательство отремонтировать все полностью. Поэтому мы должны определиться, во-первых, в участии государства, увеличить количество денег на капитальный ремонт и, во-вторых, должны правила прописать от «А» до «Я» и на федеральном уровне, и на региональном.
Депутаты Ульяновской Городской Думы уже высказали свое мнение, полностью поддержали ярославцев и обратились к губернатору Сергею МОРОЗОВУ с предложением также отложить реализацию закона о капремонте. Глава региона выступил за перенос сроков, причем аж до 2017 года. Свое слово ЗСО Ульяновской области скажет 31 октября, после очередного заседания регионального парламента.

ВВОДИТЬ
Директор Фонда содействия реформированию ЖКК и энергоэффективности Ульяновской области Сергей ГИГИРЕВ:
– А какая у нас есть альтернатива? Единственная альтернатива – дай из бюджета! Но на сегодняшний день, докладываю вам, ни в одном бюджете средств на капитальный ремонт не предусмотрено. Средств нет. Что будем делать? Ведь 2014 год наступит независимо от нашего решения, и дома надо будет ремонтировать в любом случае. А где мы будем брать деньги, если сейчас остановимся и не примем этот закон? Сейчас с похожими трудностями сталкиваются все регионы России, как собственник я разделяю все тревоги и хотел бы свести риски к минимуму. Но в наших же интересах, чтобы этот сложный переходный процесс завершился как можно быстрее. Где гарантия, что, отложив на год реализацию закона, мы сможем подготовиться к нему в 2014 году лучше, чем сейчас? Поэтому я считаю, что чем быстрее мы пройдем этот путь, тем лучше.

ПОГОДИТЬ
Председатель Комитета по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству ЗСО Геннадий АНТОНЦЕВ:
– Пока механизм реализации закона «О регулировании некоторых вопросов в сфере организации капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Ульяновской области» вызывает больше вопросов, чем дает ответов. Информирование об особенностях капремонта не только собственников, но и сотрудников управляющих организаций чрезвычайно низкое. Если сроки формирования региональной программы и будут выдержаны, то ее содержание трудно назвать удовлетворительным: управляющие организации формально относятся к содержанию передаваемой в программу информации. Муниципалитеты как собственники жилья в своих бюджетах не запланировали взносов на капремонт в достаточном объеме… Теоретически, можно героически, аврально преодолеть все перечисленные трудности. Но, чтобы не наломать дров, время вступления в силу закона о капремонте лучше перенести.
Подготовил Илья Антонов