Открытое письмо губернатору Ульяновской области С. И. Морозову
Уважаемый Сергей Иванович!
В преддверии Года культуры хочу напомнить о трех давно волнующих меня вопросах.
Первый из них единственная в мире по ширине охвата и глубине раскрытия темы уникальная пушкиниана народного художника России Анатолия Зыкова (1930 2008), подаренная им Ульяновску в марте 2008 года на открытии выставки этих двухсот двадцати замечательных работ. Ко времени выставки этот цикл уже был удостоен Серебряной и двух Золотых медалей. Только в нашей прессе о пушкиниане Зыкова с 2002 по 2008 год было шестнадцать публикаций. Еще семь лет назад, когда (благодаря доверию старого художника к ульяновским поклонникам его творчества) забрезжила возможность нашему городу заполучить этот цикл, я печатно призывал содействовать этому процессу. Достаточно было пообещать хотя бы в отдаленном будущем постоянную экспозицию пушкинианы. Надо ли говорить об ее огромном культурно-воспитательном значении? Но кому нужны новые хлопоты? «Я первая буду «против» голосовать, сказала мне Татьяна Ившина, у меня на ремонты денег нет». И ее можно понять. Но я взывал не только к ней, но и к руководителям более высокого ранга. В статьях «Курьера» от 20.01.07, 29.06.07, 5.01.08 и «Литературного Ульяновска» №2 именно с Вашим именем я связывал надежды на какой-то сдвиг. Вам с Борисом Зотовым писал летом 2007 года с просьбой о поддержке и лично Вам год назад 13 июля 2012 года.
Слава богу, в 2007 году откликнулся директор Музея-заповедника «Родина В.И.Ленина» Александр Зубов, перевез работы из Москвы, пообещал их грамотное хранение, издание альбома-каталога и постоянную экспозицию в неопределенном будущем. И в марте-апреле 2008 года в семи выставочных залах на Гончарова,16 безраздельно царил Пушкин! После чего работы переехали в хранилища заповедника, а 6 июля художник Зыков умер. Понятно, что Пушкин плохо стыкуется с ленинской тематикой, но с Симбирском-то он связан почти что кровно! Тут Дмитриев, Карамзин, братья Тургеневы и Языковы, Денис Давыдов, да и губернатор Загряжский был родственником жены Пушкина! Может ли город оставаться равнодушным к тому, что сокровище, которому позавидуюти Москва, и Питер, пять с половиной лет лежит под спудом? Уж если не отдельное здание, то несколько залов уж непременно ему надо посвятить.
И издать давно готовый к печати альбом «Ульяновская пушкиниана Анатолия Зыкова». Недолго бывший министром Геннадий Журавлев с ходу оценил весомость этого бренда и на мои слова, что надо бы в 2012 году издать этот альбом, сказал: «Не просто в этом году, а к пушкинским дням! Это же Год истории и литературы!». И была у него мысль о внедрении пушкинианы в Дом Гончарова.
Но увы, случилась рокировка, а слова Татьяны Мурдасовой о преемственности так и остались словами. И сейчас я чувствую, что без Вашего участия ничто не стронется еще и пять, и больше лет.
От министра я получил «успокоительный» ответ, что альбом стоит на очереди под номером 56.
Доживу ли не уверен. Правда, недавно мою идею о совместном финансировании с заповедником она одобрила. Заповедник и сам в состоянии заказать некий тираж, я год назад подходил с этой просьбой к Ирине Котовой. И, конечно, Ваше мнение стало бы решающим в обоих вопросах: и альбома, и постоянной экспозиции (хотя бы записать ее в планы министерства!).
Третий вопрос вроде и мелковат для привлечения Вашего внимания, но надо же поставить, наконец, точку в деле, киснувшем с 1965 года. В свое время предгорисполкома Георгий Курнаков решил без бюрократии (без постановления Совмина) поставить в центре города статую писателя Гончарова, лежавшую во дворе УльГЭС. Главный художник города Багаутдинов задал габариты тогдашнего постамента (он был привезен из Мытищ под маркой бордюрного камня), а меня попросил сделать проект его оформления. Я запроектировал, как это принято, накладной бронзовый росчерк писателя и врезанные в гранит даты его жизни. Но на открытии памятника не увидел накладной подписи только ошкурена полировка точно по моему шаблону. «Не успели сделаем позже», традиционный российский ответ. Ну и пошли год за годом, а у меня и других забот хватало. В преддверии 200-летия Гончарова я напомнил об этой недоделке в заметке «Поставить последнюю точку.
Бронзовую» («Симбирский курьер» от 26 ноября 2011 года). И стал наивно ждать появления металлического росчерка. Ведь дело-то несложное: все очертания хорошо видны. Подошел май юбилейного 2012-го, я не без труда дозвонился до Шарпудина Хаутиева и узнал, что никаких шевелений не было, и где доказательства, что я автор этого оформления. Я написал Вам, вскоре был созван экспертный совет, проголосовавший за установку росчерка. Получаю письмо министра о том, что его выполнение «возможно». Смешно говорить о невозможности не в глухой деревне живем. Но подпись Гончарова просто покрасили бронзовой краской именно как на деревенском кладбище. После этого две мои публикации в «Литературной газете» № 27, 2012 и № 15, 2013 и никакой реакции! Теперь Хаутиев вооружился ответом из Нижнего Новгорода (от управления Минкультуры России по ПФО), гласящим, что «установка ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ И НАДПИСЕЙ» (выдеПушкиниана художника Зыкова до сих пор не имеет в Ульяновске постоянной экспозиции.
лено мною. Л. Н.) недопустима. Но разве замена самодеятельной покраски металлической надписью на том же месте и того же рисунка это ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ надпись? Теперь подается запрос в архивы об установлении моего авторства а там наверняка нет никаких следов, в этом уверен и Курнаков, помнящий всю эту эпопею (он мне звонил после моей заметки в «Курьере»). Вот так желание привести памятник в приличный вид наталкивается на упорное бюрократическое противодействие.
Хочется верить, что в Год культуры с Вашей, Сергей Иванович, помощью «лед тронется» по всем трем пунктам.
С уважением, Лев НЕЦВЕТАЕВ, почетный архитектор России, член Союза художников России, лауреат Золотой пушкинской медали творческих Союзов России. 4 ноября 2013 года.