Система заключения контрактов с подрядчиками через аукционы во многом должна работать качественно за счет отсеивания тех компаний, которые не смогут должным образом выполнить госзаказ. Однако этого самого отсеивания, видимо, не происходит.
Глава Ульяновска Марина Беспалова на заседании областного правительства рассказала одну очень поучительную историю о компании, которая выиграла подряд на строительство детского сада в микрорайоне «Запад-1». Эта питерская фирма, которая участвует в торгах по всей России, засветилась в 60 с лишним регионах, работает уже несколько лет. Количество выигранных конкурсов вроде бы должно внушать уважение, но…
– Компания взяла в подряд местную строительную организацию, – рассказывает Беспалова. – Но деньги ей не выплачивает, а мы, со своей стороны, поджимаем, чтобы детский садик был сдан в срок. Строительная организация уже к нам за помощью обращается, в прокуратуру пишет, чтобы питерскую компанию потеребили.
Разумеется, местная строительная фирма, чтобы успеть сделать садик, просит предоплату, которую власти дают неохотно.
Однако лишь такая неприятная ситуация побудила администрацию города провести мониторинг с целью изучения «строительных подвигов» питерской компании.
– Оказывается, эта организация и в Инзе конкурс выиграла, и в одном из областных медучреждений, – говорит Беспалова. – Проблемы везде те же самые. Мы промониторили компанию, и оказалось, что она находится по всей стране в более чем 60 судебных процессах только в этом году. Обращаемся в прокуратуру, чтобы и себя подстраховать, и местную строительную фирму – ведь идет массовый обман заказчика и исполнителя.
Удивляет, что подобный мониторинг не был проведен до того, как был заключен контракт -ведь судебные разбирательства с участием компании должны были навести на мысль о ее нечестности… В конце концов сколько слов было сказано о занесении недобросовестных подрядчиков в черные списки, но их как будто бы и вовсе нет – например, дороги из года в год некачественно ремонтируют одни и те же фирмы.
В ближайшее время ситуацию хотят изменить за счет того, что по государственным контрактам не будут больше выплачивать аванс, за счет которого многие фирмы и выживают. Оплату госорганы будут производить после полного выполнения контракта – такие меры прописаны в проекте распоряжения о плане мероприятий по росту доходов Ульяновской области.
– В таком случае работы будут выполнены качественно, – считает региональный министр финансов Ольга Максимушкина. – Не будет тех случаев, когда после получения авансов исполнитель просто прекращает работу.
Однако у этой медали несколько сторон.
– Это может привести к удорожанию услуг, – считает первый зампред правительства Александр Пинков. – Также это не подпустит к контрактам субъекты малого и среднего бизнеса, у которых практически нет свободных средств. А федеральный закон определяет, что для развития малого и среднего предпринимательства мы обязаны предоставлять 20-процентный аванс.
Эксперты, однако, считают, что такая мера все-таки имеет под собой основания.
– С одной стороны, 20 процентов аванса должны быть, – считает доктор технических наук, директор института экономики и бизнеса, заведующий кафедрой экономики и организации производства УлГУ Евгений Белый. – С другой стороны, есть реальная практика – существуют фирмы, которые не доживают до выполнения заказа после получения аванса.
Впрочем, изменение системы государственных закупок – лишь в планах. Ясно, что проблема будет еще обсуждаться, и не раз – тем более что давно было пора что-то менять. Аукционы, направленные на снижение цен, часто оборачиваются тем, что качества выполненных работ нет совсем, а то и вовсе работы не выполняются. Новый круг забот с аукционами, конкурсами и заключением контрактов, как правило, не укладывается в один бюджетный год, слишком короткий для таких громоздких бюрократических операций.
Степан ГОРИН
Спецы, блин
“А федеральный закон определяет, что для развития малого и среднего предпринимательства мы обязаны предоставлять 20-процентный аванс” – это какой такой закон определят эту ерунду? К примеру 94-фз определяет, что у субъектов малого предпринимательства должны размещаться от 10 до 20 %% заказов от общего объема товаров и услуг, определенных МЭР РФ.
777
ООО “Эксплуатация”. Схема простая: подаёт заявки на участие в аукционе, более или менее грамотные, если заявки отклоняют, то пишут жалобы в местный УФАС, который занимает беспрецедентно жесткую позицию по отношению к заказчикам, как правило, аукцион сносится, заказчик и организатор торгов штрафуется. Ульяновский фАС славится этим на всю Россию. Для проходимцев и вымогателей всех мастей – раздолье: пиши жалобы и “разруливай” ситуацию, ибо жалобу можно отозвыть! Для несчастных заказчиков (школы, садики, больницы и т.п.) – беда! Понятно, что ФАС по определению должен защищать свободную конкуренцию. Но при этом именно Ульяновский ФАС отличается своими крайне жесткими (видимо, установка Спирчагова, возникает вопрос о мотивации)и очень часто безграмотными решениями.
Путник
В среднем Гена ФАС тянет 2% от цены контракта.
Самарский
Ульяновский ФАС “закошмарил” заказчиков настолько, что из тех, кто подает заявки на участие в аукционах по стройке в Ульяновской области лишь процентов 10-20 строительных организаций, остальные – те левые конторы , кто намерен получить откат либо за отзыв жалобы, либо за то, чтобы не делать ценовых предложений (т.е. “шаги”) на аукционе, на который допускают всякий сброд, боясь жалоб.
Бендер
Гена “ураганит”! И “профсоюз” доволен!
Паниковский
Колобки, все через ж…, как и во всем!
бабай
Тендеры строительстве маразм.
Все объемы и сметы проверяются госструктурами. Норма прибыли и накладных мизер.(менее 5%)
Если подрядчик снижает цены он ворует:
-не платит налоги,
-меняет материалы указанные в смете,
-не выполняет скрытые и т.п. работы,
-нанимает рабсилу из Таджикистана (без соц. налогов)
Государство подставляет своими тендерами нормальных строителей.
Дядя
94 -ФЗ убьёт Россию. Это понимают все здравомыслящие люди. Уже есть 1000 способов его обхода. Научились даже отключать подтверждение электронной подписи. Так снимают конкурентов. Парадокс. Закон, призванный бороться с коррупцией, в действительности делает её более изощрённой.