Одной из причин, по которым три года назад в Москве отменили так называемую точечную застройку, стало то, что эти объекты нарушают продуманное в досоветское и советское время движение воздуха в столице (розу ветров), которым из города выдувается выхлопная гарь, и превращают мегаполис в душегубку. То же самое происходит и в Ульяновске.
Никакой внятной системы в современной застройке нашего города нет. Что вздумают, вернее – что обещает больше прибыли, то и варганят, и я, честно говоря, не завидую тем, кто, к примеру, вселяется в эти новомодные дома, в основании которых не удобства жильцов, а кошелек. Вещи о возводимых зданиях по регионам рассказывают страшные. Что на фундаменте, проектировавшемся под 9-этажный жилой дом, решают вдруг строить 25-этажную высотку, и строят. Что сваи вбивают абы как и зачастую вообще не вбивают «дублеров», а сами сваи крошатся. И так далее. И вдобавок уродуют городское пространство, о чем «СК» уже писал.
Роза ветров – это схема преимущественного движения воздуха через город. Расставляемые там и сям по системе хаоса высотки перекрывают ветрам путь, и воздух, наталкиваясь на эти препятствия, перестает циркулировать так, как должен.
Думаю, что для проветривания, к примеру, центральной части Ульяновска большое значение имеет участок улицы Минаева, открытый со стороны Волги – там, где стоят Дворец пионеров и библиотека. И, думаю, не случайно эти здания имеют всего по два-три этажа – не только потому, что стоят на границе с оползневой зоной, но и в целях большей экологичности всего центра. И слухи о том, что и этот участок планируется под многоэтажную застройку, да еще и с пресловутыми 25-этажными «свечками», должны вообще-то восприниматься горожанами с содроганием, поскольку одновременно идут два негативных процесса. С одной стороны, растет автомобилизация города, а значит, и его загрязнение выхлопными газа-
ми, с другой, точечная застройка оставляет все меньше возможностей для движения воздуха и его естественной очистки, создавая эффект той самой душегубки, на которую сетуют москвичи. Но москвичи – в более выигрышном положении. У них есть государственные организации в сфере градостроительства , есть экологические организации, есть эксперты и ученые, которые проводят исследования и открывают общественности глаза на их результаты. То есть жители столицы имеют возможность узнавать, где живут и чем дышат.
В Ульяновске ничего этого нет, а если и есть, то находится под пятой тех же застройщиков и власти. Пример – ситуация с парком имени Ильи Ульянова. Сначала представители ответственных ведомств говорили, что парк – зеленая зона и строить там ничего нельзя, в том числе и гостиницы. Потом на ведомства, вероятно, надавили и они заявили, что это не совсем зеленая зона и строить там кое-что можно – в частности, гостиницы. Разворот буквально на 180 градусов. В этих условиях крайне опасно давать дуракам волю: они и посреди улицы Гончарова 30-этажную жилую башню возведут, если только сумеют выиграть этот участок на тендере. А они сумеют, если его на тендер выставят. И уж тем более, не моргнув глазом, закупорят китайской стеной улицу Минаева. А сами они, кстати (мы это выяснили), живут в особняках в лесной зоне на волжских заливах в левобережье и смотрят на дело рук своих издали. Смотрят и усмехаются.
Андрей СЕМЕНОВ