Пять регионов Российской Федерации получили право на реализацию пилотных проектов по социальному питанию. В их число входит и Ульяновская область, где, как известно, вопросы оказания адресной продовольственной помощи находятся в стадии активной разработки. Чтобы выяснить, насколько успешно регион движется в этом направлении, мы сочли необходимым узнать мнение ректора Московского государственного университета технологий и управления имени К.Г.Разумовского, доктора экономических наук, профессора Валентины Ивановой. Именно она выступала модератором недавнего общественного обсуждения законопроекта «Об организации социального питания в Ульяновской области».

– Валентина Николаевна, вхождение в пилотный проект федерального уровня, как известно, невозможно без участия в этом процессе первых лиц любого из регионов-претендентов. Как, на ваш взгляд, справилась с этой задачей Ульяновская область?

– Она выиграла проект благодаря огромному к нему вниманию со стороны главы региона Сергея Морозова. Требовалось соблюсти два условия. Первое: иметь утверждённую правительством региона программу развития сельского хозяйства. Второе: создать межведомственную рабочую группу, которую возглавляет губернатор. Эти условия Ульяновская область выполнила в полном объёме.

– В ходе обсуждения законопроекта вы упомянули, что есть отдельные позиции, по которым Ульяновская область несколько отстаёт от других пилотных регионов в плане организации социального питания.

– У нас немного регионов, где закон «О социальном питании» не только разработан, но и действует. Это Москва, Санкт-Петербург и Мордовия. Вопрос заключается в том, чтобы в Ульяновской области он был принят как можно быстрее. Это позволит региону выйти в число лидеров процесса, тем более, что серьёзный задел для этого у вас имеется.

Есть и другой аспект. Закон первичен. В его рамках предусмотрена большая работа по принятию стандарта социального питания. Но даже если к ней будут привлечены научные силы, они не сдвинут систему социального питания в нужном направлении без наличия закона.

– Но и сам закон нуждается в существенной доработке. С учётом ваших рекомендаций, высказанных в ходе обсуждения, его принятие не видится делом ближайшего времени.

– Проект готов сегодня на две трети. Первое чтение запланировано на 25 декабря. Время для доработки есть, целых полтора месяца. Очень важным видится, и на совещании об этом было сказано, создание межведомственной рабочей группы в депутатском корпусе. Такая же группа давно работает в правительстве региона. Необходимо, чтобы они взаимодействовали, причём синхронно и оперативно, чтобы уложиться в намеченные сроки.

Что касается моих рекомендаций, они вызваны необходимостью соответствия регионального законопроекта «О социальном питании» аналогичному федеральному документу. В этой связи видится желательным включение в него конкретных категорий населения, которые нуждаются в социальном питании. Дело в том, что, как показывает практика, разработка социальных стандартов ещё не определяет объём финансовых ресурсов, требуемых для поддержки социально уязвимых слоёв населения. Как только будут прописаны категории, под каждой из которых значится определённое количество людей, мы элементарно просчитаем, сколько в региональном бюджете должно быть заложено средств на социальное питание. В противном случае министерство финансов может сослаться на отсутствие денежных средств, которых, как известно, всегда не хватает.

Второй обязательной составляющей, которая, на мой взгляд, должна быть учтена в законе, является наличие договоров специализированных организаций, занимающихся социальным питанием, с региональными сельхозпроизводителями. Тогда региональный бюджет будет финансировать их с полным правовым основанием.

При этом мы должны понимать, что чем более длительным по времени будет контракт на обеспечение социального питания, тем более надёжной будет работа специализированных организаций и меньше возможностей для временщиков попасть в эту сферу. От временщиков уже все устали. Они приходят только для того, чтобы сорвать бюджетные деньги, порой вынуждая бюджетные учреждения, прежде всего, сферы здравоохранения и образования, работать в условиях чрезвычайной ситуации.

Вопросы длительности контрактов, не на год, как сегодня, а гораздо больше, требуют очень серьёзного подхода. Каждая организация-поставщик социального питания должна ставить своей задачей многолетнее нахождение на этом рынке.

Крайне желательными видятся в проекте регионального закона нормы питания. Именно под них подводятся расчёты меню, рационов, ассортимента, технологических карт, договоров поставки.

– Что касается последнего, то здесь есть опасность свалиться в демпинг цен …

– Вполне реальная перспектива. Если цена молока, скажем, указывается в пределах 15 рублей за литр при его себестоимости 26-28 рублей, то о качестве можно не говорить. Вот здесь законодательство и должно сказать своё слово. В качестве защитной меры от демпинга цен видится проведение конкурсов, а не аукционов. Федеральное законодательство указывает, что снижение стоимости рациона питания, утверждённой правительством Российской Федерации, регионами не допускается. Такая мера, полагаю, должна быть прописана и в региональном Законе «О социальном питании». Если её не будет, начнётся демпингование, которое приведёт к потере качества, безопасности, нормативов питания, утрате рациона, обеспечивающего полноценное питание.

– Не «обидит» ли закон село в плане социального питания? Имею в виду такие составляющие, как малокомплектность сельских школ и больниц, их разбросанность и удалённость от поставщиков социального питания, плохие дороги и даже, порой, отсутствие инициативы у местных властей в этом вопросе, если не сказать равнодушие.

– Давайте посмотрим на ситуацию с другой стороны. Порой в сельских школах и больницах питание вкуснее и качественнее, чем во-многих городских. Поэтому не будем драматизировать ситуацию. На совещании было отмечено, что эта проблема решаема, было бы желание. А такое желание налицо. В Ульяновской области есть чёткое понимание того, что социальное питание должно обязательно иметь выход на сельхозпроизводителей и поставщиков именно местной сельхозпродукции. Их поддержка, как и социального питания, идёт через бюджет. Здесь прямая взаимосвязь. Не надо забывать и другое. Работа по правилам ВТО показывает, что «зелёная корзина» предполагает неограниченный объём финансирования на поддержку социально незащищённых слоёв населения. И этим надо пользоваться сполна.

Иногда в Москве, сама тому свидетель, министру сельского хозяйства региона Александру Чепухину пеняют, мол, слишком уж он защищает «свою» продукции. А я его понимаю и поддерживаю: свой, региональный рынок сельхозпродукции для каждого должен быть дороже всего на свете. На том, что называется, и стоим.

– Валентина Николаевна, на одном из недавних федеральных совещаний, участницей которого вам довелось быть, ставился вопрос о создании в регионах целой сети кластеров, помимо уже имеющихся промышленных.

– Когда я собиралась к вам на совещание по обсуждению законопроекта «О социальном питании», мне говорили: «Хорошо знаем Ульяновскую область. Там созданы два очень больших кластера: авиационный и ядерный». А мне припомнились слова главы региона Сергея Морозова о том, что сельское хозяйство является приоритетом экономического развития области. И он здесь полностью прав. Скажу больше. Сегодня можно с полным основанием говорить, что Ульяновская область стоит на пороге создания мощного, признаваемого на всю страну сельскохозяйственного кластера. В его рамках получит ускоренную реализацию и закон «О социальном питании», который, не сомневаюсь, будет принят в регионе в самое ближайшее время.

Виктор Никитин