На расширенном заседании Экологической палаты Ульяновской области, которое состоялось 8 ноября в конференц-зале Историко-мемориального центра-музея И.А. Гончарова, были подняты самые актуальные и злободневные вопросы по охране окружающей среды.
НАСКОЛЬКО ОПАСЕН НИИАР?
Одной из главных проблем, которые волнуют ульяновцев и членов Экологической палаты, стала экологическая безопасность деятельности ОАО «ГНЦ НИИАР». Начальник отдела охраны окружающей среды НИИАРа Сергей Ефаров ознакомил присутствующих с деятельностью института. Так, на сегодняшний день НИИАР, построенный в 1956 году, является крупнейшим в России научно-исследовательским экспериментальным комплексом гражданской атомной энергетики, высокий уровень которого в разработке радионуклидной продукции широко известен. К примеру, некоторые технологии и изделия, выпускаемые институтом, получили не просто признание у нас в стране и мировую известность, они работают и за пределами земного шара. Так, на исследовательском комплексе НАСА работают наши высокоактивные источники, которые используются в исследовательских установках и зарекомендовали себя как надежные. В 2012 году успешная посадка этого аппарата на Марс и его работа больше года тому подтверждение.
В институте действуют 6 исследовательских ядерных реакторов, крупнейший в Европе комплекс для послереакторных исследований элементов активных зон промышленных реакторов, комплекс установок для НИОКР в области ядерного топливного цикла, радиохимический комплекс и комплекс по обращению с радиоактивными отходами.
Как заверил Ефаров, большая часть направлений, реализуемых в институте, направлена на повышение экологичное™ и безопасности нового уровня энергетики и техники в стране.
– НИИАР – организация с высокой социальной ответственностью перед своими сотрудниками, населением региона, – заявил главный эколог НИИАРа Александр Соболев, – и определяет главным приоритетом своей деятельности экологическую безопасность населения и персонала. Принцип реализации экологической политики – это принцип соответствия законодательным требованиям, обеспечения безопасности окружающей среды, персонала. В зоне влияния предприятия ведется постоянный санитарный и производственный контроль за сбором, использованием, переработкой и хранением отходов. Кроме того, проводится экологический контроль, мониторинг состояния недр, система контроля выбросов, разработана дополнительно система расчетного мониторинга загрязнения окружающей среды и выбросов радиоактивных веществ.
Институт находится под очень жестким контролем автоматизированной системы радиационного контроля ACKPO, которая немедленно фиксирует сбой установки. В границах Димитровграда находятся пять точек контроля системы АС-KPO. Институт активно участвует в природоохранной деятельности и выполнении различных работ. Так, текущие затраты на природоохранную деятельность составили 111, 2 млн. рублей.
Как заверили специалисты НИИАРа, радиационный фон за пределами промплощадки на расстоянии километра – 8-13 микрорентген/час, то есть не превышает и ни разу за существование НИИАРа не превышал дозы излучения на территории Ульяновской области 17 микрорентген/час.
– Обеспечение радиационной безопасности – непременное условие нахождения предприятия, – отметил Ефаров.
Правительство .Ульяновской области одобрило декларацию о намерениях инвестирования в строительство многоцелевого исследовательского реактора на быстрых нейтронах (МБИР), который предполагается реализовать в Димитровградском НИИАРе до 2020 года в рамках Федеральной целевой программы «Ядерные энерготехнологии нового поколения». МБИР относится к реакторам четвертого поколения и, по мнению специалистов, имеет несколько плюсов. В частности, по словам главного инженера Димитровградского НИИАРа Михаила Святкина, экономичен, имеет высокий уровень безопасности и уникальные экспериментальные возможности. Кроме того, принципиальное отличие реактора – наличие пассивных систем безопасности, которые не требуют внешних источников энергии, сигналов управления и вмешательства персонала.
Однако жители Ульяновской области обеспокоены, насколько безопасно подобное строительство и не грозит ли нам участь японской Фукусимы? Тем более что ряд общественных организаций, в том числе димитровградский «Центр содействия гражданским инициативам», инициативная группа «За безъядерное Поволжье», антиядерное общество Татарстана, дали отрицательную оценку проекту строительства МБИР. По их мнению, новый особо радиационно-опасный объект несет серьезную угрозу окружающей среде и жителям Поволжья. Кроме того, площадка НИИАРа является крайне неблагоприятной. В этой зоне имеется тектонический разлом, на который указали специалисты ЦНИИ геолнеруд из Казани, проведя здесь исследования еще в 90-е годы. По словам председателя совета «Центра содействия гражданским инициативам» Михаила Пискунова, не исключены тектонические подвижки, которые могут привести к неблагоприятным последствиям.
– Разлом геологически не подтвержден, – заявил Ефаров. – Если бы были разломы, то они не смогли бы пройти мимо исследовательских лабораторий. Кроме того, наши расчеты заложены на землетрясение 7 баллов. Ситуация Фукусимы нам не грозит, поскольку там расположение не соответствует безопасности – более 40% станции находится непосредственно на побережье, не было достойной защиты от цунами. Оборудование безопасности, в частности резервное электропитание, оборудование контроля находилось ниже уровня земли и было залито. Станция выдержала удар цунами, но топливо начало разрушаться из-за того, что не были предусмотрены меры безопасности. Наша димитровградская площадка от воды далеко.
Однако члены Экологической палаты высказали опасения по поводу небезопасной заливки жидкого топлива в недра, которое в случае землетрясения неизвестно как «аукнется».
Ефаров заверил что, после того как жидкость попадает в пласт, происходит ее загущение, по консистенции она становится похожа на канцелярский клей. Движение жидкости в таких условиях практически невозможно, ее там просто нет. А значит, нет опасений.
ВСЕ ДОМЫСЛЫ – ИЗ-ЗА НЕЗНАНИЯ
Кроме того, члены Экологической палаты обсудили перспективы деятельности первого в России Федерального высокотехнологичного центра медицинской радиологии (ФВЦМР) ФМБА России и его экологической безопасности функционирования, работы по строительству которого начались в 2010 году в Димитровграде. Центр будет оказывать лечебно-диагностическую помощь взрослым с использованием методов радиологии в стационарных и амбулаторных условиях. Также запланировано строительство завода по производству радиофармпрепаратов.
Центр будет включать 24 здания и сооружения, в том числе в него войдут поликлиника, послереабилитационый центр, протонный центр, радиологический корпус, корпус радионуклидной терапии и др. По словам директора ФГБУЗ КБ №172 ФМБА России Александра У станина, объект причислен к 4 классу радиационной опасности.
– Для безопасности в зданиях предусмотрена система защиты, -рассказал Устинин. – Например, в протонном центре – 1.5-метровые стены бетонной заливки, которые препятствуют распространению радиации за их пределы. Там, где идет работа с радиофармпрепаратами, сделано все, чтобы он не мог покинуть помещение, перекрываются защитные двери. Жидкие радиационные отходы собираются в стеклянные емкости, хранятся в герметичных металлических шкафах, а после «выдержки» и проведения дозиметрического контроля, не представляя опасности, утилизируются как обыкновенные отходы. То же самое происходит с твердыми радиационными отходами, которые собирают в специальные контейнеры. Утилизацией будет заниматься специализированная дозиметрическая служба
– Все домыслы о ядерной энергетике, как правило, происходят из-за низкой информированности населения, – подчеркнула председатель Экологической палаты Ульяновской области Ольга Данилова. – Население настораживает неведение и неграмотность, поэтому необходимо с помощью специалистов НИИАРа и членов Медицинской палаты Ульяновской области создать видеоролики об экологической безопасности деятельности НИИАРа, где в доступной форме людям разъяснить обстановку.
Кроме того Ефаров предложил совместно с экологической палатой организовать семинары в Димитровграде, чтобы члены палаты собственными глазами убедились в безопасности предприятия и мерах предосторожности на нем.
ЗАБОРУ БЫТЬ!
Еще одним вопросом для обсуждения стала тема сохранения памятника природы регионального значения «Винновская роща». Как рассказал директор департамента природных ресурсов и экологии Минприроды Ульяновской области Амир Галяутдинов, нарушается природоохранное законодательство режима использования ООПТ «Винновская роща». В частности, на территорию парка заезжают на автотранспорте без разрешения, вырубают деревья, наконец происходит незаконный захват территории парка жителями, которые обустраивают на земле парка огороды. Так, в районе улицы Первомайской жители «откусили» у парка незаконно порядка 800 метров.
– Инспекторы зафиксировали данный факт, рассчитан нанесенный ущерб, материалы направлены в органы полиции, было постановление об отказе в возбуждении уголовного дела за отсутствием состава преступления. По нашему обращению в прокуратуру данное постановление было обжаловано, в настоящее время вопрос держим на контроле, – рассказал Галяутдинов.
Чтобы вернуть природоохранной территории прежние границы и спасти ее от самозахвата со стороны частного сектора, необходимо установить забор в районе улицы Первомайской и переулка Озерный.
– Забор нужно установить в максимально короткие сроки. Этот вопрос обсуждался с прежним министром лесного хозяйства региона Сергеем Федоровым еще в октябре прошлого года, – заметил председатель Общественного совета «В защиту Винновской рощи» Сергей Давыдов. – В этом году панировали сделать забор. Мы настаиваем, чтобы уж если не до конца этого года, то в первой половине следующего года его сделали.
Вопрос, как оказалось, не про-стой. Как быть, если захваченная земля в собственности горожан? Кто займется установкой забора? По каким границам его устанавливать?
– В любом случае, какие бы там ни были отношения с горожанами, нельзя уступать ни одного метра Винновской рощи, это все-таки наша земля, – заявил министр сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области Александр Чепухин. – Границы парка утверждены постановлением 1961 года, которое никто не отменял. Если там действительно захват, то нужно разбираться. Лес должен остаться лесом, вопрос в том, кто будет за ним ухаживать. Людей нужно воспитывать, это же культура.
– Самый больной вопрос о согласовании места установки – забора, для этого нужно проконсультироваться у юристов, – подвела итог Ольга Данилова.
Кроме того, на заседании Экологической палаты поднимали вопрос о гуманном отношении к животным, которым порой люди не знают, как помочь. Решено разработать цикл передач и публикаций в местных СМИ о гуманном отношении к животным с участием общественных организаций по защите животных. В ближайшее время в Ульяновске появится общественная приемная по вопросам охраны окружающей среды, которая предположительно расположится на улице Радищева, 28, а также заработает интерактивная площадка по обсуждению вопросов окружающей среды.
Светлана Снежина