Неожиданно ресторанный бизнес Ульяновска оказался под угрозой. В прошлом году в 171-й Федеральный закон были внесены изменения. 27 декабря 2012 года к данному закону вышло постановление № 1425. «Об определении органами государственной власти субъектов Российской Федерации мест массового скопления граждан и мест нахождения источников повышенной опасности, в которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции, а также определении органами местного самоуправления границ прилегающих к некоторым организациям и объектам территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции».
Таким образом, многие заведения находящиеся в шаговой доступности от школ, детсадов, медицинских учреждений, спорт комплексов и т. д. могут остаться без лицензии и лишиться посетителей. Кроме того, вдруг открывшийся рядом стоматологический кабинет ставит под угрозу существование ресторанов, клубов и баров, которые разливают даже слабоалкогольные коктейли.
УБЕДИЛСЯ ЛИЧНО
Сначала появилось решение назначить 50-метровове расстояние между социальными объектами и объектами питания, где реализуется алкогольная продукция. Но тут под угрозу сразу попала масса заведений, особенно в Ленинском районе города, где в непосредственной близости от социальных учреждений аккумулированы большинство кафе, ресторанов, клубов и баров.
Являясь лицом города и основным налогоплательщиком, ресторанный бизнес не мог остаться незамеченным региональной властью.
Первым обозначил данную проблему министр сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов региона Александр Чепухин. На его грамотный анализ ситуации откликнулся Губернатор Ульяновской области. Сергей Морозов решил лично разобраться с проблемой и посетил один из баров Ленинского района. Ознакомившись с меню на русском и на английском языке, Сергей Иванович внимательно рассмотрел интерьер заведения, пообщался с владельцем и с председателем ассоциации рестораторов Мариной Никитиной. Выяснив суть проблемы, Губернатор назначил совещание Правительственной комиссии по развитию предпринимательства с целью разрешить поставленную задачу.
ВОПРОС РЕБРОМ
На заседании Сергей Морозов заявил, что в области необходимо развивать индустрию предпринимательства и с целью привлечения туристов работать над качеством обслуживания, а не ставить под угрозу закрытия значимые для города объекты. Примером нецелесообразного введения метража является опыт самарских властей, которые без выяснения нюансов ввели 70-метровый запрет. В результате халатного отношения город едва не лишился 99% ресторанного бизнеса, однако вскоре решение было пересмотрено и пагубный метраж отменен.
Сергей Морозов сделал акцент на то, что в работе учреждений общественного питания занято достаточно большое количество населения. Куда после закрытия пойдут работать эти люди?
Изменение законопроекта внесло некоторую сумятицу. Под «одну гребенку» записали и рестораны и низкопрофильные питейные заведения, которым как раз и не место рядом с социальными учреждениями. Однако, пока метраж остается для всех одинаковый.
Председатель ассоциации рестораторов области Марина Никитина отметила, что мелкие кафе без труда смогут переехать на новое место, а крупные рестораны и бары, со всем интерьером и атрибутами уже не смогут найти подобную масштабную квадратуру.
По результатам дискуссии Губернатор предложил ввести 1 метр между учреждениями общественного питания, где реализуется алкогольная продукция, и социальными объектами. Такая позиция сохранит все заведения нетронутыми. Данную позицию поддержал и министр сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Александр Чепухин.
Это самое прогрессивное решение, которое когда-либо принималось в регионе. Ни один субъект РФ не принял подобного грамотного решения.
Сейчас необходимо развивать культуру отдыха и культуру пития, ведь угрозу социальным учреждениям и населению несут не рестораны и кафе, а киоски с «перчиками» и мелкие «забегаловки», вопрос по которым еще открыт.
УЛЬЯНОВСК – ГОСТЕПРИИМНЫЙ
В планах организаторов сделать программу «Ульяновск – гостеприимный» традиционной и перевести из регионального на всероссийский уровень. Проблема привлечения развития туристического бизнеса давно витает в воздухе, но для ее решения необходимо создать культурно-развлекательный кластер и наладить систему качественного обслуживания. Этот вопрос в числе других обсудили на заседании.
Еще одну проблему – кадровую озвучила Марина Никитина. Она подняла вопрос о необходимости создания «школы гостеприимства», которая будет обучать поваров, официантов, администраторов, барменов и другой ресторанный персонал качественному европейскому обслуживанию.
В целом на организацию школы понадобиться около 1,5-2 миллионов рублей. Но помощь школе необходима только «на старте», в последующем учреждение панируется сделать самоокупаемым. В задачах ассоциации рестораторов – подготовить собственные кадры для обучения и закупить необходимое оборудование. Сергей Морозов пообещал внесли в бюджет 2014 года всю необходимую сумму.
P.S. Думаю, при гаком грамотном решении задач, регион имеет возможность выйти на новый уровень развития, и стать примером для других областей. Вопрос «1 метра» обещает вызвать серьезный резонанс и в регионе и за его пределами. Но такая постановка только на руку области, мечтающей стать «культурной столицей» и «креативным регионом»
Анастасия Галашина
МНЕНИЯ
Марина НИКИТИНА, председатель ассоциации рестораторов Ульяновской области:
– «Ресторанный» вопрос касается будущего многих заведений города Ульяновска и не только. Он обострился из-за несочетаемости изменений в законе, которые были приняты последовательно. Если бы не объединили все виды алкоголя, то возможно, и не было бы такой реакции со стороны рестораторов. Ведь большинство заведений работают в основном со слабоалкогольными напитками. А тут одновременно получилось, что и список расширился, появились новые коммерческие объекты, и все группы алкоголя объединили.
Радует, что к решению вопроса подключилось Правительство Ульяновской области. По итогам заседания комиссии каждая бизнес-единица будет сохранена. В основном это касается центра города, где сосредоточено большинство заведений общественного питания.
Я не считаю принятое решение о «спасительном метре» нашей победой. В моем понимании победа означает, что кто-то выиграл, а кто-то проиграл. В данном случае проигравших нет. Это скорее понимание властями возникшей ситуации. Если она (власть) будет более лояльна в реализации тех изменений, о которых мы говорили, то она только приобретет. Приобретет и бюджет, сохранятся рабочие места, которые и нам очень нужны. Поэтому мы говорим именно о поддержке.
Ярослава ЧАСОВСКАЯ, владелец сети ресторанов г. Ульяновска:
– Мы очень рады такому гуманному разрешению проблемы. Огромное спасибо Правительству Ульяновской области, и лично Губернатору Сергею Морозову за поддержку малого и среднего бизнеса. Если бы нормативы относительно метража были бы приняты иные, то рестораны лишись лицензии на продажу алкоголя, а гости заведений остались бы без возможности иногда расслабиться и отвлечься от повседневных будней»
Дмитрий АКУЛИН, член координационного совета рестораторов Ульяновской области:
– Пока законопроект не приняли до конца, однако такое решение более чем грамотное. Без алкогольной лицензии рестораны понесут существенный убыток, что сделает производство нерентабельным! Переезд на другое место исключен, так как в работу заведения вложен не один миллион рублей. А просто так содрать обои и переклеить их в другом помещении не получится – каждое заведение рассчитано именно на этот метраж, этот район. Изначально был оценен уровень прохождения клиентов и ориентировано именно на то или иное помещение. Поэтому закон об «одном метре» регулирует все проблемы и позволяет ресторанному бизнесу развиваться дальше.
Сергей НОВИКОВ, директор спортивно-развлекательного центра:
– Это прогрессивное и правильное решение. Но все же для меня не понятен смысл введения того или иного метража. В рознице продается гораздо больше алкоголя, и это практически не контролируется, особенно, если брать киоски. Вот как раз для них и нужно вводить ограничения по метрам. В моем учреждении строго прописано, что лицам не достигшем 21 года вход запрещен, так что, нахождение рядом с социальными объектами ничего не решает – ни один школьник не сможет пройти в наше заведение без сопровождения родителей.