Руководство области решило разобраться с огромным количеством отчетных бумаг, которыми заваливают все школы. Одной из мер по борьбе с бумагомарательством названо создание специального сайта, куда учителя смогут жаловаться на очередную странную разнарядку от Управления образования.

Еще весной власти региона пообещали: до конца этого года разберутся с тем безумным ворохом бумаг, который сваливается на работников образовательных учреждений. На августовской встрече с учителями руководство области напомнило об этом обещании, а на понедельничном аппаратном совещании в правительстве тема вновь была поднята – на этот раз в виде поручения. До конца следующей недели министерство образования должно представить губернатору комплекс мер по так называемой «оптимизации процедур сбора информации и служебных совещаний в системе образования».

Руководство области предлагает создать сайт – своеобразную жалобную книгу, куда учителя будут сообщать об избыточно запрашиваемой информации. Таким образом к концу первого полугодия в этой сфере надеются навести порядок.

Впрочем, учителя не очень-то верят в действенность такого метода.

– Думаю, сайт не поможет, – сообщил учитель одной из городских школ. – Преподаватели – люди подневольные и боятся репрессий со стороны Управления образования. Если только анонимно, да так, чтобы никто не смог узнать, кто это написал… Хотя, может, и найдутся люди похрабрее.

При этом учителя и директора признают проблема есть. В этом смысле очень показательна история с велопарковками, которые школы обязали установить в этом году, когда уже был сформирован школьный бюджет и на новые сооружения просто неоткуда было взять денег. «Симбирский курьер» писал об этом 17 августа в статье «Школам предложили раскошелиться на велосипедистов». Как рассказал нам руководитель одной из школ города, с августа по велопарковкам Управление образования отправляло сообщения около пяти раз с просьбами их установить, потом отчитаться и показать и т.д. «СК» сообщил о проблеме, ее обсудили люди, в очередной раз ужаснулись бюрократии в образовании, но чиновники сделали по-своему. И, увы, это далеко не единственная странная и несвоевременная просьба, с которой столкнулись школы.

– От МЧС недавно приходила бумажка, рассказывает один из директоров. – Запросили информацию о наличии резервных средств и материалов на случай чрезвычайных ситуаций.

Оказывается, есть распоряжение, по которому каждая школа должна иметь заложенные в бюджете средства – грубо говоря, 100 рублей на случай урагана, если сорвет крышу. Плюс к этому у нас должен лежать и материал, которым мы будем заделывать крышу.

По словам руководителей школ, бумажек столько, что на них не то что отвечать устанешь – еще и прочитать надо успеть. Подсчитали: в день приходит по 50 различных телефонограмм, в основном от Управления образования.

Очень много терзают учителей с различными планами – например, мероприятие ко Дню пожилого человека, который проходит 1 октября, надо было расписать от и до еще в августе. О том, как украсят фасад школы к Новому году, нужно было рассказать чиновникам до 9.00 7 ноября. Все спортивные мероприятия требуют сначала подробного плана, а потом – не менее подробного отчета. Особенно страдали от этого учителя летом, когда им бы отдыхать, так нет – надо каждую среду сообщать о количестве проведенных спортивных мероприятий… Обязательно нужно расписывать все мероприятия по антикоррупции и профориентации.

Кстати, недавно всем школам дали задание выделить отдельный кабинет профориентации.

Где его взять? Директора разводят руками.

– Недавно приходила бумага: нужно провести уроки медиа-безопасности в школе.

– Это что такое? – спрашиваю у учителя.

– А кто его знает? На глупость отвечаем глупостью – отписали, что проведем.

От всего этого страдает, конечно, в первую очередь, учебный процесс. Преподаватели иронизируют: в школе им мешают дети – надо же бумажки писать! Чтобы подготовиться к уроку, плана недостаточно – предварительно пиши целый трактат. Чтобы получить новую категорию, недостаточно одной характеристики и заявления – докажи, что ты не верблюд. За всеми этими заботами на учебный процесс не остается времени.

К сожалению, все реальные люди, кто через эту статью высказался о существующей проблеме, просили – не называйте имен и номеров школ. Собственно, к этому условию мы были готовы – давно известно, как обижаются Управление и министерство образования, если кто-то на них жалуется. Во избежание репрессий сообщаем чиновникам: проблема не в какой-то одной школе, она везде.

Сергей Гурьянов