Уже год в Ульяновске существует культурный бизнес-инкубатор «Кvартал». Он стал первым свободным творческим пространством в городе, чем привлёк к себе немалое внимание жителей. Здесь открылись непохожие на других кофейни, музеи, магазины и многое другое, устраивались всевозможные мероприятия. О том, что удалось сделать за год, о планах на будущее и о специфике творческого бизнеса корреспонденту Media 73 рассказал руководитель «Кvартала» Павел Андреев.
– Подводя первые итоги работы, что можно сказать?
– У этого проекта есть несколько этапов. Сейчас закончен только первый – мы смотрели, насколько он востребован у молодёжи, жителей Ульяновска, творческих людей и предпринимателей. Мы поняли, что спрос есть, люди, действительно, приходят на мероприятия. «Кvартал» за год посетили около десяти тысяч человек – для такого специфического пространства это очень даже неплохо.
Мы работали с фотографами, художниками, дизайнерами, аниматорами, танцорами, литераторами и многими другими, пробовали различные форматы мероприятий, показывали фильмы утром, днём, вечером и ночью… Что касается, например, фильмов, то мы поняли, что ульяновцы готовы смотреть их даже с одиннадцати вечера до семи утра.
У «Кvартала» есть три направления. Первое – это само креативное пространство, которое подразумевает под собой всевозможные события. Второе направление включает в себя бизнес-составляющую – это наши резиденты. У нас есть нас семь помещений для предоставления в аренду творческому бизнесу по льготной цене: в первый год они платят 50 процентов, во второй – 75, в третий – 100.
За этот год мы потеряли двух резидентов: галерею художника Романовского и типографию. В первом случае руководитель понял, что не может развиваться в той юридической форме, которая нужна для сотрудничества, а типографии просто не хватило места для оборудования. Но это пространство не пустует – за все время работы было около 30-40 обращений от предпринимателей, хотевших арендовать помещения.
Третье направление – это шаг к созданию кластера творческих индустрий в Ульяновской области, который будет формироваться в течение 3-4 лет. В будущем «Кvартал» станет ресурсным центром для поддержки малого и среднего бизнеса в сфере креативной экономики. За год «Кvартал» поменял руководителей, с 1 ноября здесь работает совершенно новая команда.
– Почему пришлось сменить всю команду?
– Это стечение обстоятельств, связанное с личными амбициями и целями ушедших. Проектный менеджер участвовал в «Селигере», представляя там «Кvартал», и получил право на бесплатное обучение в Москве в арт-школе RMА Николая Палажченко. Он уехал и обещал вернуться следующим летом, но, возможно, проучившись там, он найдёт себе лучшую работу. Мы поддерживаем связь, он передаёт нам контакты тех, с кем учится и своих преподавателей, и мы тоже будем с ними работать. Уход не связан тем, что кто-то не справлялся со своей работой.
– Для кого создан «Кvартал»? Есть ли у него своя ниша?
– В любом случае «Кvартал» занял свою нишу, которая до этого пустовала – у нас не было креативных пространств. У учреждений культуры есть ограничения по формату мероприятий, времени их проведения и многому другому. В «Кvартале» же мы себя ничем не ограничиваем. Хотим провести мероприятие в шесть утра – значит, будет в шесть, хотим в десять вечера – будет в десять вечера. Не важно, сколько при этом надо будет не спать и не есть. «Кvартал» больше работает на инициативе, чем на чем-то другом.
Также у нас в городе не было такого маленького уютного зала для экспериментальных выставок, которые могли бы использовать ульяновские студенты, современные художники, скульпторы… Благодаря созданию «Кvартала» он появился. Мы даём возможность выставиться здесь бесплатно, помогаем оформить выставку, привлечь жителей, устраивать события, чтобы выставку увидело больше людей. За этот год сменилось около двадцати выставок. У нас выставлялись питерский фотограф с люминесцентными фотографиями (это была самая первая выставка), дизайнер Ольга Юдинских из мастерской живописного рельефа в Димитровграде, чебоксарские дизайнеры. В следующем году мы планируем привозить выставки, которые уже приобрели широкую известность за пределами нашего региона. Они немного своеобразны, но мы надеемся, что ульяновские жители найдут время, чтобы их увидеть.
Для кого создан «Кvартал»? По большому счёту, он для всех, кому понравится эта атмосфера, но основная аудитория «Кvартала» – студенты и рабочая молодёжь, чаще всего представители творческих индустрий, потому что для них здесь есть свой интерес. Но приходят и взрослые люди, чтобы посмотреть на выставки. «Кvартал» рассчитан на две целевые аудитории – творческих людей, с которыми мы работаем, и зрителей, для которых они что-то делают. Мы открыты для тех, кто хочет что-то сделать, помогаем советами.
– Когда открывался «Кvартал», какие были трудности?
– В мире мы не являемся первопроходцами. Подобные творческие пространства уже существовали в Москве и Питере. Пока мы открывались, появилось много других – мы ориентировались на них. Но мы пока единственные, кто занимается еще и инкубированием бизнеса. У нас льготная ставка по аренде, существуют образовательные программы для предпринимателей, мы привлекаем к ним людей. Остальные площадки поступают иначе – дают только площадь для аренды и всё.
Конечно, были и амбициозные планы, что сможем сделать «пятилетку» в год, но постепенно стало понятно, что нужно всё делать размеренно и скорректировали план работы.
Иногда бывает сложно найти выставки. Сейчас всё расписано до начала января, но не знаю, насколько это всё получится провести. К нам часто приходят предложения по выставкам, и у «Кvартала» скоро появится некий экспертный совет, который будет консультировать, какие выставки в какой последовательности давать, на какие соглашаться, а от каких отказываться.
– Когда «Кvартал» открывался, прорвало трубу, из-за чего открытие передвинули. День рождения тоже чуть было прошло без воды. За год было много сообщений, что нет воды. Почему?
– День рождения было с водой, воду всё же не отключили. В этом году заменили одну гнилую трубу под землёй. Отключения связаны со старой водопроводной системой на территории всего музейного квартала. Кроме того, есть плановые отключения воды, нас о них предупреждают, но никаких глобальных проблем с водой нет.
– Сюда хотят идти предприниматели, поэтому планируете ли расширяться?
– Я думаю, что «Кvартал» должен остаться здесь таким, какой он есть. Если творческие индустрии будут масштабно развиваться, то тогда Ульяновск будет нуждаться в открытии новых пространств – возможно, они все будут централизованы и у них будет один руководитель. Мы не будем выгонять из соседнего здания туристическое агентство, чтобы заполучить их здание. «Кvартал» нельзя назвать пробным проектом, он просто первый. Например, после открытия антикафе «Кошкина пижама», появились другие: «Новые люди», «Фисташка», «Точка», «Переулок»… Будем надеяться, что в городе появятся и другие творческие пространства или хотя бы отдельные выставочные залы, подобные нашему. В любом случае развитие инфраструктуры по поддержке творческих бизнесов случится, но когда, как, и при каких условиях – пока не знаем. Но чем больше будем работать и заниматься творческими индустриями, тем больше в этом будет потребность.
– Развивается не каждый творческий бизнес. Что способствует развитию?
– Успех каждого бизнеса зависит от бизнес-плана и от людей, которые им занимаются. Это то, что должно быть на первом этапе. Прописывая свой бизнес-план, надо понимать, какие складываются условия в выбранном направлении, будет спрос или нет. Нужно оценить собственные возможности, риски, просчитать источники финансирования, понять целевую аудиторию. И многое завит от того, насколько человек готов работать. Творческим людям в этом сложнее. Среди них встречаются такие, у кого есть и подходящее структурированное мышление для ведения бизнеса, и творческий взгляд на вещи. Бывает, что творческих людей объединяет предприимчивый человек.
Если бы я создавал свой творческий бизнес, я бы сначала попытался понять, насколько востребован мой продукт. «Кvартал» является площадкой для проб лишь отчасти, но многие резиденты говорят о том, что они пока только пробуют.
– Не у всех творческих людей получается сделать из своего творчества бизнес. Что делает творчество бизнесом?
– Многое зависит от подачи. Можно иметь свой магазин, и туда будут приходить, но если к ним не подходить, не рассказывать о товаре, то покупать будут меньше. Каждый продукт творчества может быть продан за очень большие деньги. На всём можно заработать: на картинах, на поделках, издательском деле, информационных технологиях, на дизайне – на всём, чём угодно. В творческом бизнесе всегда есть возможности проводить какие-то мероприятия: фестивали, выставки – это не всегда связано с заработком денег, но всегда поддерживает уровень индустрии. И каждая индустрия должна быть на слуху, чтобы пользоваться спросом.
При этом, думаю, что нельзя сказать, что какие-то индустрии в Ульяновске развиты лучше других. Есть ещё свободные ниши – например, индустрия моды. Несмотря на большое количество частных ателье, ниша так и не занята.
В Европе есть примеры, когда творческие индустрии создают действительно интересные вещи даже в небольших городах. Надеюсь, и у нас так будет. Сейчас в Ульяновске образовался некий вакуум, который неизбежно заполнится. Всё что, появляется, вызывает резонанс – это касается и «Кvартала».
– Какие планы у «Кvартала» на будущее?
– В следующем году начнётся системная образовательная программа для творческих бизнесов. Она будет включать работу с приезжими экспертами, которые будут искать творческий бизнес также и в районах области. Помимо этого, предусмотрены выезды в другие города и, возможно, даже страны. Сейчас составляем план возможных поездок.
За следующий год хотелось бы, чтобы творческие индустрии вошли в приоритетное направление развития малого и среднего бизнеса в области, чтобы это стало важным не только для нас, но и для министерства экономики, центра поддержки предпринимательства. У них есть отдельная графа по ремесленничеству, но это не касается творческих индустрий, хотя в мировых критериях ремесленничество включается в творческие индустрии. В Ульяновске есть творческий бизнес, и им надо заниматься. Креативная экономика – самая неустойчивая часть экономики, в которой сложно работать. Во-первых, здесь присутствуют творческие люди, во-вторых, цена товара определяется не только исходя из себестоимости затраченных материалов, но и исходя из ценности продукта как произведения искусства. Например, себестоимость какого-нибудь колобка будет 10 рублей, а продают его за 350. Это не потому, что все творческие предприниматели хотят заработать кучу денег, а потому что это продукт искусства.
Будет множество изменений, связанных с благоустройством территории. Зимой откроем каток на летней площадке и так называемое «зимнее место встреч»: там будут специальные обогреватели, можно будет купить тёплый компот, имбирный чай и так далее, планируем строить снежный городок…
На следующий год есть идея сделать удалённую резиденцию «Кvартала» во «Владимирском саду», потому что «Кvартал» не сможет выдержать всех намеченных мероприятий, нам просто не хватит места. Там появится большая палатка с кофе и чаем, символизирующая резиденцию «Кvартала». Мы считаем, что «Владимирский сад» – очень интересная территория, но она не такая активная и не так популярна среди жителей, как могла бы быть.
Культурный бизнес-инкубатор должен стать ресурсным центром для всех творческих предпринимателей. Для меня важно, чтобы творческие индустрии в следующем году вошли в региональные программы по поддержке малого и среднего бизнеса. Дальше кластер будет формироваться практически сам собой, и вакуум, который образовался, заполнится. А совершенствовать его потом можно будет бесконечно.
Виктор Мартынов