В эти дни автомобилисты меняют летние шины на зимние, работа шиномонтажных мастерских расписана на недели вперед. Тем временем законодатели выдвигают все новые инициативы по повышению безопасности дорожного движения. Причем если одни хотят ввести для водителей штрафы за езду зимой на летней рези не, другие стремятся обложить «шиповки» дополнительным акцизом.

В октябре в Госдуму РФ был внесен законопроект, в котором предлагалось наказывать водителей за использование шин, не соответствующих сезону. В пояснительной записке к документу сказано буквально следующее: «Предлагается законопроектом установить запрет на эксплуатацию транспортных средств, укомплектованных шинами с шипами противоскольжения, в летний период (июнь, июль, август) и эксплуатацию транспортных средств, не укомплектованных зимними шинами, в зимний период (декабрь, январь, февраль)».

Как заявляют авторы законопроекта, именно несоответствие шин сезону часто становится причиной страшных аварий и множества мелких ДТП, из-за которых возникают многокилометровые пробки. Нарушителей предлагается штрафовать на 2000 рублей и считать таковыми не только водителей, не соблюдающих требования использовать соответствующие шины в определенный законодательством период, но и ездящих на непригодных к эксплуатации покрышках (проще говоря – на «лысой» резине). В обоих законопроектах регионам предлагалось самостоятельно устанавливать запреты.

Инициатива вызвала массу споров, потому что люди ездят из одного региона в другой, а возить с собой комплект резины, чтобы переобуваться в соответствии с местными требованиями, довольно накладно. Однако отклонили эти проекты по другим причинам. Дело в том, что с 1 января 2015 года вступает в силу новый регламент «О безопасности колесных транспортных средств», в котором предусмотрензапрет эксплуатации транспортных средств, не укомплектованных зимними шинами, в зимний период.

При этом шины с шипами намечено запретить с июня по август. Так что со следующей зимы водителям все же придется раскошелиться на второй комплект резины.

Не менее широкий резонанс среди автолюбителей вызвала другая «шинная инициатива» российских парламентариев. Речь идет о том, чтобы законодательно обязать шинных производителей платить специальный акциз, который пойдет на ремонт дорог.

По мнению координатора движения «Синие ведерки» Петра Шкуматова, с учетом плохой работы коммунальных служб, которые трудятся по нормативам, дающим им право по нескольку дней не убирать выпавшие осадки, введение такого сбора выглядит как попытка нажиться на беде. В итоге часть людей начнет покупать липучку, а значит, увеличится количество аварий на обледенелых трассах. В том числе с пострадавшими.

Действительно ли шипованные покрышки наносят ущерб дорогам?

Специалисты спорят. Одни говорят, что зимняя резина является основной причиной образования колейности на дорогах, другие, что колеи образуются в результате нарушения технологического процесса строительства и ремонта дорог.

Надо ли говорить, что это стало обычным делом.

Как бы то ни было, установленный законодателями акциз производители шин, естественно, включат в стоимость товара – то есть переложат на плечи покупателя. Получится, что автовладельцы опять будут вынуждены платить за бездорожье.

Дмитрий Минаев