Шквал звонков в редакцию вызвала публикация в «СК» от 12 ноября «С субсидиями прокатили», в которой мы рассказали о том, с какими трудностями приходится сталкиваться ульяновцам при оформлении положенных компенсаций на оплату жилищнокоммунальных услуг. На самом деле проблема оказалась шире. Скажем, многие льготники неожиданно оказались в должниках у государства, которое теперь грозится вернуть переплаченное только через суд.
В октябре, когда подошел срок переоформления субсидии, ветеран труда Людмила Николаевна, жительница улицы Ленина, 101, собрав пакет документов, отправилась в отдел социальной защиты. Там приняли бумаги, но после расчетов заявили: новые выплаты пенсионерке не положены, зато она сама должна вернуть государству семь тысяч рублей.
– Появление долгов мне объяснили тем, что в летний период мне якобы ошибочно начисляли лишние суммы, хотя на самом деле выплаты были одинаковыми и не изменялись, – недоумевает Людмила Николаевна. – Семь тысяч рублей мне предложили вернуть единовременно, внеся сумму на специальный расчетный счет.
Когда я сказала, что таких денег у меня нет и взять мне их неоткуда, обязали оплачивать жилищно-коммунальные услуги полностью за свой счет и каждые полгода обращаться к ним с полным пакетом документов для перерасчета остатка долга. Посчитали, что расплатиться с «долгами» я смогу примерно за два года. Но как мне жить все это время? Пенсия – чуть больше восьми тысяч рублей, квартплата – две с половиной тысячи. Плюс ко всему в сентябре нам починили крышу, за что мне выставили счет в четыре тысячи рублей. А еще ведь нужно чем-то питаться, покупать лекарства. Если мне и правда начисляли лишнее, почему не пересчитали вовремя, не предупредили, ведь я распланировала свой скромный семейный бюджет на месяцы вперед?
Лидия Александровна с улицы Карла Либкнехта, 20 с аналогичной ситуацией столкнулась год назад. После перерасчета в соцзащите выставили заявительнице счет в 4600 рублей, якобы переплаченных за предыдущие полгода.
– В течение шести месяцев я получала субсидию в размере ста рублей, все остальное шло в счет погашения «долга». После этого я зареклась обращаться за помощью к государству.
Мало того, что подвергаешься унижению, стоя в очередях и доказывая, что ты не верблюд, так еще и норовят содрать с тебя последние крохи, – возмущается пенсионерка.
Житель Засвияжья Константин Алексеевич, когда ему объявили о долге по субсидиям в пять с половиной тысяч рублей, предпочел просто забрать документы, отказавшись от оформления выплат, однако, по его словам, сотрудники отдела соцзащиты заявили, что деньги возвращать все равно придется, и пригрозили судом.
– На каком основании я должен возвращать им деньги, которые я уже потратил на «коммуналку»? – недоумевает Константин Алексеевич.
– Ведь это их ошибка, а не моя. Знаю, что есть положение, согласно которому возврату не подлежат деньги, ошибочно переплаченные при выплате зарплаты – они навсегда остаются у получателя. Такой же механизм должен действовать и здесь.
Семья пенсионеров Солотовых (Август Дмитриевич и Тамара Васильевна, оба – ветераны труда федерального значения) на протяжении последних четырех лет получала субсидию и компенсацию на оплату жилищно-коммунальных услуг – в сумме набегало 1400 рублей в месяц. В октябре Август Дмитриевич отнес в отдел назначения жилищных субсидий и компенсаций очередной пакет документов, однако получил отказ в выплатах. Свое решение сотрудники отдела объяснили новыми правилами расчета компенсаций. Так и не добившись разъяснений, пенсионеры позвонили в редакцию «Симбирского курьера».
Как пояснили в региональном министерстве труда и социального развития, как и прежде, человек признается нуждающимся в получении субсидии, если размер расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, понесенных за месяц до обращения в отдел назначения жилищных субсидий и компенсаций, превышает 22 процента среднемесячного совокупного дохода семьи или дохода одиноко проживающего гражданина. В случае компенсации порог понижен до 10 процентов, но право на ее получение имеют строго определенные категории граждан.
Ранее человек мог получать сразу несколько видов выплат одновременно, без учета их доли в совокупном доходе семьи. Два года назад эта «несправедливость» была устранена. Теперь из суммы назначенной компенсации вычитается размер единой денежной компенсации в размере 50 процентов от размера платы за ЖКУ, размер ранее назначенной субсидии и все другие бюджетные выплаты по «коммуналке».
Такой подход Август Дмитриевич считает несправедливым, поскольку фактически лишает ветеранов положенных по закону выплат.
– Разве справедливо льготу расценивать как доход ветерана? Почему же тогда при определении доходов чиновников и депутатов не учитываются их многочисленные привилегии и доплаты? задает вопрос ветеран.
Дмитрий Минаев