Областное общество охотников и рыболовов вот уже больше года отстаивает свое право на существование. Проблема возникла год назад в связи с оформлением охотохозяйственных соглашений по охотугодьям.
Областное общество охотников и рыболовов было создано еще в 1959 году и ему были выделены охотугодья. На протяжении последних 10 лет пользование этими угодьями проходило на основании долгосрочных лицензий на эти территории.
В 2009 году был изменен закон об охоте, который с 1 апреля 2010 года обязал заключать охотохозяйственные соглашения. В 2011 году предварительная работа была проведена и уже в 2012 году соглашения с Минприроды Ульяновской области были заключены.
Но спустя некоторое время в отношении общества охотников и рыболовов возникли административные процедуры со стороны антимонопольной службы. Смысл претензий со-стоит в том, что министерство заключило охотохозяйственное соглашение с обществом охотников и рыболовов без объявления аукциона в обход закона о защите конкуренции и в нарушение закона об охоте и сохранении охотничьих ресурсов. Как выяснилось, поводом к возбуждению дела стало обращение в УФАС Ульяновского областного отделения общероссийской общественной организации «Всероссийское общество охраны природы».
В конце декабря 2012 года действия общества были признаны незаконными. В отношении общества и министерства было вынесено 17 решений по поводу нарушений антимонопольного законодательства и выданы 17 предписаний по расторжению охотхозяйственных соглашений либо их изменений.
После этого началась процедура обжалования этих решений. В процессе долгих судебных разбирательств в областном Арбитражном суде решение было принято в пользу министерства и областного охотобщества.
– Арбитражный суд Ульяновской области признал законными наши действия по заключению соглашений, – комментирует ситуацию юрист областного общества охотников и рыболовов Евгения Николаевна Тихонова. – И, кстати, антимонопольная служба сама в своих решениях написала, что общество и министерство были в праве заключать охотохозяйственные соглашения без проведения аукциона. Но ФАС, как и суды последующих инстанций; ухватилась за одно-единственное определение Высшего арбитражного суда по магаданскому делу, в котором сказано, что, якобы, без проведения аукциона мы можем заключить эти соглашения только на срок действия долгосрочной лицензии. Общество заплатило единовременно 14 млн рублей за переоформление угодий, фактически с правовой точки зрения это было переоформление права пользования, предусмотренное законом. Для членов общества, а их у нас 18 000 человек, это огромная сумма. Деньги собирали охотники по всему нашему региону.
Возникает абсурдная ситуация: исходя из решений ФАС, следует то, что общество заплатило эти деньги за 2 недели пользования угодиями, когда на тот мо-мент у нас уже были другие документы – лицензия и договор долгосрочного пользования на эти территории! Судья в процессе заседания задал представителям ФАС вопрос, зачем обществу третий документ, когда у него и так есть все правоустанавливающие документы, чтобы эти две недели законно пользоваться угодьями и не платить за это 14 млн. Этот вопрос так и остался без ответа, представители антимонопольной службы так и не смогли на него ответить. Но они настаивают на том, что охотники вправе были заключить соглашение только на 2 недели и только после этого должны были выходить на аукцион! С чем, естественно, общество охотников и рыболовов не согласно.
Сейчас общество привлекают к административной ответственности за неисполнение предписаний.
– Именно общество, не министерство, – продолжает Евгения Николаевна. – Для общества эти административные штрафы выливаются в огромную сумму, так как только за невыполнение одного предписания нам грозит штраф в размере от 300 ООО рублей, и они реальные. Уже составлены протоколы по первому хозяйству в Чердаклинском районе. Были составлены протоколы за нарушения антимонопольного законодательства в отношении председателя общества и самого юридического лица. По юрлицу дело находится в Арбитражном суде на обжаловании. По должностному лицу мы смогли отстоять свою позицию и Арбитражный суд Ульяновской области встал на сторону нашего председателя. Но ФАС опять с этим не согласилась, и 5 декабря нас ждет суд в Самаре по обжалованию решения нашего Арбитражного суда.
Судебная практика по подобным вопросам по России очень неоднозначная. Подобные суды проходят не только в Ульяновской области. В Татарстане, в Магаданской области, по Северо-Западному округу решают похожие проблемы. В большей части судебная практика складывается в пользу общества и министерства. Но конкретно такой практики, как в Ульяновской области, еще не было.
– У нас прошел совет, на котором было принято решение в правовом плане продолжать бороться дальше. В предписаниях нам не дали никаких конкретных указаний, как мы должны действовать дальше. Они написали: «прекратить либо изменить охотохозяйственные соглашения». По сути дела, нам предложили альтернативный путь. Мы в ответ предложили им свое решение этой проблемы, направили в министерство допсоглашения к тем, что уже имеются, в которых указали, что изменяем срок аренды на 20 лет, как того требует закон об охоте. Но УФАС опять с нами не согласилась. По их мнению, заключив такое соглашение, мы не исполняем предписание и, соответственно, опять попадаем на административное взыскание. Нас загнали в угол, для нас единственный вариант – это судиться.
– Областное общество охотников и рыболовов вынуждают прекратить свою деятельность. Если это вдруг произойдет, то к концу уже этого охотничьего сезона, который длится до весны, в области просто не останется животного мира, который является собственностью региона, который мы охраняем, – говорит и председатель областного общества охотников и рыболовов Александр Назарович Федоров. – Ведь основной деятельностью общества является природоохранная деятельность, это прописано у нас в уставе. А уже имеются факты браконьерства. Люди почему-то уже решили, что им все позволено.
Те общедоступные угодья, о которых сейчас много говорят, не будут созданы одномоментно.
Тем более, есть определенные нормативы по установлению этих угодий, эта процедура длительная и затратная для областного бюджета.
– Только у меня 1200 охотников. – говорит председатель Чердаклинской местной организации охотников и рыболовов Сергей Николаевич Козлов. – По области это огромная масса. Складывается сложная ситуация, которая никому не нужна. Нам предлагают добровольно прекратить свою деятельность. Но мы все сделали согласно закону. Согласно закону продлили лицензию, документы прошли множество проверок, в том числе и юридических. И никаких нарушений не было найдено. А нас сейчас обвиняют в том, что мы незаконно их подписали. У нас хотят отнять любимое занятие, но мы готовы отстаивать свои интересы! Силы на это у нас есть.