28 ноября бюджет Ульяновской области на 2014 год был принят во втором чтении. Этому дню предшествовала долгая скрупулезная работа всех комитетов Законодательного собрания. О главном финансовом документе области, его актуальных задачах и способах их решений рассказывает депутат ЗСО председатель Комитета по аграрным вопросам, продовольствию, развитию сельских территорий, природопользованию и охране окружающей среды Виктор Антипов.
ДОХОДЫ: УВЕЛИЧЕНИЕ ВОЗМОЖНО
В этом году формирование бюджета впервые строилось на базе 17 государственных программ с общим объемом финансирования 8 млрд 338 млн рублей. Из них 6 программ напрямую касаются нашего комитета. Они связаны с развитием растениеводства, животноводства, мясного животноводства, поддержки малых форм хозяйствования, технологическо-инвестиционным развитием и созданием условий для функционирования аграрно-промышленного комплекса и устойчивого развития сельских поселений.
По доходной части бюджета, утвержденной в первом чтении, произошло увеличение на 3,5%. Основные источники доходной части складываются из НДФЛ, налога на прибыль организаций и акцизов. Аграрный сектор Ульяновской области дает до 32 процентов в доходную часть бюджета, это более 5 млрд рублей.
По итогам 10 месяцев текущего года наблюдается падение объемов акцизов -порядка 88,6% от плана. В основном это связано со снижением объема выпускаемой продукции (пиво).
На четвертом месте в доходной части стоит налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ). И это один из основных резервов.
Например, цемсырье и стекольное сырье (кварцевые пески). Доходы от их реализации сейчас составляют 8,9 млн и 9,7 млн рублей соответственно и будут в дальнейшем только увеличиваться. Большой потенциал связан с пуском Сенгилеевского цемзавода, который будет мощнее Новоульяновского.
То же самое по кварцевым пескам. Четыре предприятия – ОАО «Кварц», Ташлинский горно-обогатительный комбинат, ООО «Лукьяновский горно-обогатительный комбинат» и ООО «Торговый дом «Кварц», отгружают половину всех кварцевых песков в России. К тому же на сегодняшний день Лукьяновский ГОК ведет монтаж нового оборудования в Тереньгульском районе. Его запуск намечается в первом полугодии 2014 года. Это даст хороший скачок в объемах.
К сожалению, у нас только 40% НДПИ остается в области. Еще хуже обстоит ситуация с налогами на реализацию нефтепродуктов. Если десять лет назад в бюджет области шло 5% налоговых сборов от добычи нефти, из которых половина оставалась в районе, где и проводится нефтеразработка, то сейчас ноль. Совсем недавно Президент России В.В. Путин на встрече с шахтерами в Кемерове сказал, что НАЛОГ
НДПИ В ОСНОВНОЙ СВОЕЙ МАССЕ ДОЛЖЕН ОСТАВАТЬСЯ ТАМ, ГДЕ ИДЕТ ДОБЫЧА ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ. Аграрный комитет полностью поддерживает это решение и вместе с профильным министерством готовит законопроект о том, что основной объем налогов на добычу полезных ископаемых должен оставаться там, где идет добыча. Это касается и нефтеразработок, потому что ущерб экологии и особенно дорожному хозяйству от нефтяной отрасли очень ощутимый. Эти средства должны идти на восстановление дорог и на социальные меры по обеспечению достойной жизни селян.
Еще один резерв – общеполезные ископаемые. У нас в области более 90 месторождений общеполезных ископаемых – это щебень, строительный песок, диатомиты, керамическое сырье и т.д. Сейчас распределены всего 45 месторождений, в основном мел и щебенка. Налог от добычи полностью идет в региональный бюджет и на сегодняшний день этот налог составляет 8 млн 590 тыс. В перспективе – как минимум его надо удвоить.
Кроме этого, в доходную часть бюджета входят сборы за пользование животного мира (665 тыс. рублей), водных биологических ресурсов (140 тыс. рублей), госпошлина на выдачу лицензий на торговлю (16 млн 265 тыс. рублей). И здесь тоже есть большой резерв, который совместно с министерством сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов будем обсуждать и вносить предложения по изменению в законодательство по налогам на торговлю.
Вообще, Федеральный закон о торговле, на мой взгляд, не совсем объективный. Не так давно мы провели «круглый стол» по потребкооперации, которая сейчас находится в тяжелейшем состоянии. Правительство Ульяновской области смогло выделить 4 млн рублей на программу поддержки потребкооперации, а сами кооператоры уже провели модернизацию производства на 87 миллионов рублей. В основном это хлебопечение, производство кондитерских изделий и переработка молока. И что интересно, у них годовой товарооборот составил примерно 1 млрд 650 млн рублей. И с этого они заплатили почти 10% налогов – около 130 млн рублей. Теперь возьмем статистику всего розничного товарооборота в области за 2013 год. Она составляет 146 млрд рублей. Вот если бы наша торговля платила те же 10%, то это было бы 14 млрд! И это при том, что доходная часть бюджета области – 25 млрд. Все крупнейшие торговые сети, такие как «Метро», «Ашан», «Магнит», платят налоги в Краснодар, Москву, Самару. В регионе они платят только налог на землю и госпошлину – лицензию на продажу алкоголя. Но и здесь возникает несправедливость: ЛИЦЕНЗИЯ НА ПРОДАЖУ ПИВА И СПИРТНЫХ СОСТАВЛЯЕТ 40 ТЫСЯЧ РУБЛЕЙ. КАК ДЛЯ ЧАСТНЫХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ, У КОТОРЫХ МЕЛКИЙ БИЗНЕС, ТАК И ДЛЯ КРУПНЫХ СУПЕРМАРКЕТОВ. ТАК ПОЧЕМУ БЫ ЭТУ ГОСПОШЛИНУ НЕ ПРИВЯЗАТЬ К ТОВАРООБОРОТУ ИЛИ ТОРГОВЫМ ПЛОШАДЯМ? Это все определено федеральным законом, и мы не должны молчать. Губернатор С. И. Морозов призывает нас смелее вносить инициативы по поправкам и изменениям в федеральное законодательство.
Следующая доходная часть – сборы по экологии (56 млн руб.) находятся на третьем месте. И здесь есть резервы. 70% малого и среднего бизнеса не предоставляют статистику отчетности. Они уплачивают экологический сбор с коэффициентом 5. Думаю, что и здесь необходимо пересмотреть законодательство с точки зрения того, чтобы обязать предоставлять отчетность, изменив коэффициент в сторону увеличения, предприниматели активнее начнут предоставлять отчетность.
Следующая тема – леса. У нас 26% территории области составляют леса. Налоги за пользование лесными ресурсами составляют чуть более 100 млн руб. Но здесь тоже есть резерв, несмотря на то, что существует много проблем. Основная – недофинансирование отрасли. С 2010 года, когда в результате пожаров и ледяных дождей было уничтожено 4200 га леса, никакие средства на восстановление лесного хозяйства практически не выделялись.
Министерство сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов при промежуточной защите в Департаменте лесного хозяйства по Приволжскому федеральному округу защитило программу по лесоустройству и воспроизведению леса, предусматривающую вложения порядка 140 млн рублей по принципу софинансирования. В бюджет области на эти цели заложено всего порядка 600 тыс. рублей. Это очень скромные средства!
Решением комитета мы будем поддерживать профильное министерство и ходатайствовать о выделении на лесную деятельность порядка 14 млн рублей из дополнительных поступлений в первом квартале 2014 года. Тем более что по этому показателю мы находимся практически на последнем месте в ПФО. Для сравнения: Самара, где не так много лесов, закладывается в бюджет 659 млн рублей, Татарстан – 287 млн, небогатая Марий Эл и та – 25 млн. Меньше 10 млн рублей ни у кого из субъектов не заложено. Думаю, что этот вопрос мы поднимем, и это тоже резерв для бюджета.
И последнее – платежи за пользование недрами, плата при передаче лицензии на аукционе.
РАСХОДНАЯ ЧАСТЬ: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ
В бюджете области на 2014 год расходная часть составляет 738 млн рублей и распределяется по основным программам: реализация развития сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия; охрана окружающей среды с подпрограммами экология, вода, лес. В эти программы входят и поддержка фермерских хозяйств, ЛПХ, растениеводства, животноводства. Конечно, средств значительно меньше, чем хотелось бы, но необходимо заметить, что они на уровне и даже чуть больше 2013 года.
Взять, например, такой показатель, как погектарное финансирование пашни. У нас, совместно с федеральным бюджетом, он составляет 437 рублей на гектар. Это очень мало! СОСЕДИ ПО ПФО ИМЕЮТ В НЕСКОЛЬКО РАЗ БОЛЬШЕ. И ЗДЕСЬ МЫ ДОЛЖНЫ ПОДТЯГИВАТЬ ПОКАЗАТЕЛЬ. А ЕСЛИ ВЗЯТЬ ЗАГРАНИЦУ, С КОТОРОЙ НАМ СЕЙЧАС ПРЕДСТОИТ КОНКУРИРОВАТЬ В СВЯЗИ СО ВСТУПЛЕНИЕМ В ВТО, ТО ТАМ – В ДЕСЯТКИ РАЗ БОЛЬШЕ.
Хотелось бы больше средств, в том числе федеральных и областных, выделять на закупку новой техники. Это одна из больных тем: суть заключается в том, что производительность труда в аграрном секторе в 6 раз ниже, чем в Европе. Конечно, этому вопросу уделяется немало внимания. В 2013 году по разным программам с различным финансированием (софинансирование, федеральные и областные средства, частные вложения и кредиты) было закуплено всего 415 единиц новой техники на сумму 685 млн рублей. В том числе – 113 тракторов разных марок, 58 зерноуборочных и 5 кормоуборочных комбайнов. Но для области этого недостаточно. Чтобы достойно конкурировать, этой проблеме необходимо уделять много внимания. ВЫСОКАЯ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ ДАЕТ ВОЗМОЖНОСТЬ МАНЕВРИРОВАТЬ В РАМКАХ СЕБЕСТОИМОСТИ, ПОЗВОЛЯЯ КОНКУРИРОВАТЬ НА РЫНКЕ, А НЕ СКЛАДИРОВАТЬ МАЛОЛИКВИДНЫЙ И СКОРОПОРТЯЩИЙСЯ ТОВАР.
Проблем у аграрного сектора немало, мы их анализируем и будет стараться пошагово их решить.
ЧТО ГОД ГРЯДУЩИЙ НАМ ГОТОВИТ
Как сказал губернатор СИ. Морозов, подводя итоги 2013 года, в сельское хозяйство по всем направлениям был вложен 1 млрд 300 млн рублей. В этом году финансирование аграрного сектора произошло до посевной страды. Собрано 960 тысяч тонн зерна. Учитывая, что год выдался очень тяжелым, – это хороший результат.
В целом аграрный комплекс имеет достаточно хорошие темпы развития. Мы входим в десятку лучших в России по темпам прироста, у нас уже сейчас возделывается более 70% всех площадей. Важнейшим показателем является то, что, за исключением одной – ДВУХ ГРУПП ПОЗИЦИЙ, ОБЛАСТЬ ИМЕЕТ ДОСТАТОЧНОЕ СОБСТВЕННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПО ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫМ ГРУППАМ ТОВАРОВ. УЛЬЯНОВСКАЯ ОБЛАСТЬ ОДНА ИЗ ДВУХ РЕГИОНОВ В ПФО, КОТОРЫМ УДАЛОСЬ НЕ СНИЗИТЬ ПРОИЗВОДСТВО МОЛОКА В 2013 ГОДУ. Это дорогого стоит!
Думаю, все понимают, да и сами показатели аграрного сектора требуют того, чтобы финансирование увеличилось в разы. Если сложить вкупе, то это порядка 5 млрд по всем направлениям. И здесь, совместно с профильным министерством, мы ставим очередные задачи: решение кадрового вопроса на селе. Сейчас он «висит» на минсельхозе, уверен, что это должна быть одна общая программа, и финансирование на кадры должно вестись с разных министерств – например, здравоохранение, образование и т.д. Все это – развитие сельских территорий. И сейчас такая работа уже ведется.
До конца года очень важно провести со-финансирование средств, которые уже вложены в областной бюджет из федерального центра. До конца года необходимо найти порядка 200 млн рублей. Тогда министерство сможет защитить финансирование по программам на 2014 год для привлечения дополнительных федеральных средств.
Правительством Ульяновской области уже представлены проекты законов, которые будут выноситься на рассмотрение Законодательного собрания в 2014 году. По нашему комитету пока их три – закон по поддержке и развитию пчеловодства, закон, который предполагает преференции предприятиям, производящим органическую продукцию, и закон об организации социального питания в области. Сейчас совместно с минсельлесхозом работаем и по ряду других законодательных инициатив. Я не исключаю, что будут инициативы, связанные с торговлей, нефтедобычей, перераспределением налога на добычу полезных ископаемых, стимулированию предприятий, приобретающих новую технику. В проработке находится ряд вопросов, которые требуют изменения административного законодательства, связанные с экологическими вопросами и борьбой с несанкционированными свалками, выпасом скота.
ВТО
Пока прошло не так много времени, чтобы мы почувствовали все «прелести» вхождения в ВТО. В ближайшее время заседание нашего комитета мы посвятим этим проблемам, чтобы ОПРЕДЕЛИТЬ ЗАКОНОДАТЕЛЬНУЮ ПЕРСПЕКТИВУ НА 2014 ГОД, ОБСУДИТЬ ЮРИДИЧЕСКИЕ ТОНКОСТИ И ФИНАНСОВУЮ ПОДДЕРЖКУ, КОТОРЫМИ НЕОБХОДИМО ПОДКРЕПИТЬ НАШЕГО ПРОИЗВОДИТЕЛЯ, ЧТОБЫ ОН НЕ ОКАЗАЛСЯ У «РАЗБИТОГО КОРЫТА», КОГДА ТАМОЖНЯ СНИМЕТ БАРЬЕРЫ И СЮДА ПОПЛЫВУТ «ГЕННОМОДИФИЦИРОВАННЫЕ ШНИЦЕЛИ»… Эта работа только разворачивается.
В регионе необходимо обеспечить продовольственную безопасность. Наше федеральное министерство подготовило госпрограмму развития сельского хозяйства на 2013-2020 годы, предусматривающую трехкратное увеличение господдержки АПК. Очевидно, пришло время разработать аналогичную целевую программу «Развитие сельского хозяйства Ульяновской области на 2014-2020 годы». Под нее предстоит принять целый ряд законов. Так что, думаю, 2014 год в этом плане будет переломным.