Слухи об отмене «мобильного рабства» оказались преждевременными. 1 декабря 2013 года вступил в силу закон, позволяющий сменить сотового оператора с сохранением номера. Как убедился корреспондент «СК», заявления о приеме новых абонентов большинство операторов мобильной связи принимают, но признаются, что фактический переход состоится не раньше весны.
Правительство дало операторам срок до середины апреля 2014 года, чтобы они могли наладить нормальную работу нового сервиса. Но требовать от операторов начать процедуру переноса (Mobile Network Portability, MNP) можно уже сейчас – что я и сделал в начале этой недели.
На просьбу отпустить меня из своих сетей представители МТС, «МегаФона» и «Вымпелкома» («Билайн») единодушно сообщили, что здесь от них ничего не требуется. Это действительно так – достаточно подать заявление в салоне оператора, к которому хочешь перейти. А вот на просьбу принять в свою сеть клиента с чужим номером представители разных компаний реагировали по-разному.
В офисе МТС на улице Гончарова оператор Алексей с готовностью попросил мой паспорт для заполнения бланка заявления.
– Вообще-то вы первый, кто пишет у нас такое заявление, – заявил молодой человек, признавшись, что короткий инструктаж для сотрудников компании был проведен накануне.
На заполнение и распечатку бланка ушло 20 минут. За это время Алексей сделал четыре звонка своим коллегам в надежде на помощь, однако осваивать новый сервис ему все же пришлось самостоятельно. Вместе с копией заявления оператор выдал мне новую sim-карту с временным номером. По его словам, мой нынешний номер (оператор «НСС») «переедет» в МТС «не раньше восьми, но не позже 180 дней». О том, что simкарта нового оператора заработала, я должен буду узнать, получив звонок или СМСсообщение. На следующий день прежняя карта заблокируется и нужно будет вставить в телефон новую. Странно, но сотрудник оператора даже не поинтересовался, какой тариф МТС я хочу выбрать, назначив тариф по умолчанию. За условный переход к новому оператору с меня взяли 100 рублей, обещав положить эти деньги на счет.
В салоне «МегаФона» сразу два менеджера обслуживали одного клиента, как и я, пришедшего сменить оператора. Девушки объяс-няли, что фактический переход к новому оператору произойдет не раньше 15 февраля следующего года. Мужчине раз за разом давали на подпись одно и то же заявление, но каждый раз распечатывали снова, забывая в нем что-то указать. Когда прошло десять минут, стоявший за нами мужчина стал выражать недовольство.
– Зря вы сейчас заявления пишете, – советовал он. – Номер переведут после Нового года, так к этому времени все тарифы изменятся. Может, и невыгоден будет переход-то.
В офисе «НСС» сотрудница для начала посоветовала обратиться к своему оператору узнать, имеется ли задолженность.
– После этого приходите к нам, напишем заявление. Сам переход произойдет в период с 15 марта по 15 апреля. Особо не спешите, бланков заявлений у нас все равно пока нет, – улыбнулась девушка.
В салонах сотовой связи «Связной» и «DIXIS» заявляли, что от «мобильного рабства» они не освобождают, посоветовав обращаться напрямую к операторам мобильной связи.
– Не вижу смысла в этой затее, – отозвался в «Связном» оператор Максим. – Механизм пока не понятен, дело не быстрое. Кроме того, вам придется сменить префикс сети – три цифры, предшествующие основным семи цифрам номера. Префикс остается в собственности оператора, от которого вы уйдете. Так что фактически у вас будет новый номер.
Переход с одного номера на другой может занять от нескольких дней до нескольких недель, говорят представители операторов. Но не бесконечно: постановление, подписанное 29 ноября премьер-министром РФ Дмитрием Медведевым, предписывает, что период, когда можно не исполнять правило восемь дней, продлится до 15 апреля 2014 года. Для компаний, которые не смогут «отпустить» в срок абонента, будет введено наказание: они должны будут обслуживать таких клиентов бесплатно вплоть до их перехода в желаемую компанию.
Вся информация о перенесенных номерах будет храниться в единой базе.
Операторы «большой тройки» заявляют о своей готовности к MNP, но советуют гражданам не спешить со сменой оператора в ближайшие недели. Связано это с тем, что вступление в силу закона по времени совпало с периодом пиковой нагрузки на сети связи в конце декабря – начале января. А это значит, что не исключены технические накладки. Причем не только у мобильных операторов, но и у их партнеров – хозяев платежных систем. Сейчас с базой данных перенесенных номеров взаимодействует около 40 компаний – операторов платежных систем. Но с небольшими региональными игроками дело обстоит сложнее. И может возникнуть ситуация, когда перечисленные вами деньги уйдут к «старому» оператору.
Кстати
По данным опроса холдинга «Ромир», половина российских абонентов готова поменять оператора мобильной связи с сохранением прежнего номера телефона. В опросе приняли участие 1000 человек, почти половина из них пользуется услугами нескольких операторов. Больше всего абонентов, согласно исследованию, могут уйти от «Билайна» – 51%, от МТС и «МегаФона» – по 46%, от Tele2 – 41%. Главной причиной желания сменить оператора 54% опрошенных назвали привлекательность цен у других компаний. Треть респондентов (34%) считают, что у конкурентов лучше качество связи, а 27% говорят о лучшем покрытии. Каждый пятый (21%) хочет сменить оператора ради дополнительных услуг.
Дмитрий Минаев