Банк «Пушкино», «Мастер-банк», банк «Солидарность», Волжский социальный банк – это, скорее всего, лишь малая толика учреждений, которые уже помечены меткой ЦБ. Несостоятельных же финансовых организаций в России намного больше.

У банка «Пушкино», «Мастербанка» и Волжского социального ЦБ, напомним, отозвал лицензии, то есть решил их ликвидировать.

«Солидарность» (Самара) будут санировать. Очищать от плохих активов и оздоравливать. Чем эта санация обернется для вкладчиков и держателей счетов из числа юридических лиц, сказать пока сложно, но, как минимум, нервотрепкой, которая случается всегда, когда дело касается денег.

Если бы люди смотрели вокруг внимательней, они попадали бы в такие ситуации реже. Числу банков в Ульяновске я лично потерял, например, счет. Их, вероятно, уже десятка три-четыре. Названий многих я до этого никогда не слышал. Откуда они взялись и почему повалили именно в Ульяновск, где на всех на них денег явно не хватит?

Это очень похоже на «чес» закатывающихся «звезд» шоу-бизнеса, которые, когда иссякают столицы, пускаются на гастроли по провинции и объезжают даже самые захолустные города (включая Ульяновск).

Публика в провинции попроще, и ее легче, видимо, развести, чем большинство этих банков и заняты.

Другой части банковского сектора легальные клиенты, напротив, не нужны. Свою деятельность они никак не рекламируют и не афишируют. Относятся эти банки к категории так называемых прачечных. Их главная функция – обналичка денег и отмывка. Одно без другого не бывает. Грязные деньги на каком-то этапе процесса отмывки переводятся в безналичную форму, пересылаются в другой банк под видом финансовой операции и обналичиваются уже как легальные субъекты рынка банковских услуг. Вот по причине деликатности всей этой метаморфозы банку-прачечной реклама и не нужна.

Клиенты подбираются по другому, теневому, принципу, который в афишировании тоже не нуждается. «Мастер-банк», правда, умудрялся совмещать эти два вида деятельности: привлекал вклады и активно отмывал, на чем и попался.

Помимо описанных ловушек, людей поджидает в банках еще одна, и, возможно, основная. В России около тысячи банков и десятки тысяч их филиалов и отделений. Но где взять столько банкиров, пусть не талантливых, а хотя бы способных? Их нет.

Кроме того, принцип кадрового подбора построен не на оценке профессионализма кандидатов, а на отношениях родства, приятельства и секспартнерства, называемых одним словом – «семейственность». Сфера эта, конечно, максимально закрытая, но можно предположить, что какой-нибудь отпрыск высокопоставленного лица через пару лет после покупки университетского диплома становится управляющим некоего банка (филиала) или председателем совета директоров. Отпрыск вырос в золотой клетке и не знает ни жизни, ни законов финансового рынка, не может ничего ни предвидеть, ни просчитать.

Во главе банка поставлен как раз за то, что является отпрыском, и в случае чего его родитель может прикрыть учреждение от неприятностей.

Придя в банк, отпрыск начинает, однако, руководить, принимает на работу своих друзей и подружек по ночным клубам, и вся эта камарилья берет в оборот ваши деньги… Дальше можно, думаю, не описывать.

Будь моя воля, я на месте ЦБ заставил бы все кредитные организации довести свои страховые фонды до размеров реально застрахованных сумм (700 тысяч рублей на одного вкладчика), после чего этот сектор кардинально бы зачистил, убрав с рынка все «прачечные» и конторы междусобойчики, вовлекающие в свой бизнес сторонних и ничего не подозревающих обывателей. Слез и трагедий стало бы тогда меньше.

Андрей Семенов