Редкая возможность увидеть документы и предметы середины XVIII начала XIX веков из фондов Государственного исторического музея и Ульяновского областного краеведческого музея представилась жителям Ульяновска в связи с приближающимся 250летием Николая Михайловича Карамзина. В день его рождения (а родился он 12 декабря 1766 года по новому стилю) в Историко-культурном центремузее Гончарова открылась уникальная выставка «Карамзин и его время».
На первый взгляд может показаться, что экспозиция посвящена декоративноприкладному искусству того времени. И на самом деле здесь выставлено немало образцов рукоделия: петровские реформы привели сначала к потоку изящных вещиц из Европы, а затем – к освоению новых форм и видов рукоделия русскими мастерами. Роскошные портмоне и кошельки, шкатулки с тонкой инкрустацией по дереву, платки, выполненные с использованием разных техник и приемов. Соглашусь с одним из авторов проекта, замдиректора по научно-методической работе Краеведческого музея Валерией Лосевой: осознание, что эти безупречные, деликатные вещи делали 200-250 лет назад русские женщины, может вызвать только гордость за Россию. А именно это и развивал Карамзин.
– Мы без устали повторяем, что Николай Михайлович был великой личностью: он литератор, историк, гражданин, человек, тонко чувствовавший Россию и много сделавший для пробуждения интереса к собственной истории, – рассказала Лосева. – В течение сотни лет Россия очень быстро шла по европейскому пути, и ко времени наполео-новских войн русская элита в силу незнания собственной истории относилась к ней с величайшим презрением. Известны слова Батюшкова: «Кому интересно жевать сухари российской истории», но Карамзин это опроверг. Апофеоз победы над Наполеоном привел к смене настроений: впервые за многие годы Россия испытала небывалый подъем национального самосознания, и у русских появилась мысль: «А мы-то кто?». И Карамзин в 1818 году преподнес первые шесть томов «Истории государства Российского», о которой Пушкин написал: «Все, даже светские женщины, бросились читать историю своего отечества, дотоле им неизвестную».
Поэтому экспонаты ульяновской выставки, относящиеся к быту, демонстрируют и достижения в мастерстве, перенятые у европейцев, и предметы, выполненные в исконно русских традициях. Это роскошный кокошник с налобником под него, нарядный охотничий пояс, стихарь дьякона, выполненный из парчи, расшитой вручную, и очень красивый московский косоклинный сарафан с душегреей.
Сияют позолотой бронзовые канделябры, которые ульяновцам практически не показывают – нет места.
Создатели выставки не сосредоточились только на декоративно-прикладном искусстве. История Симбирска – часть истории России, и потому здесь показывают редко экспонируемые подлинные документы. Именно подлинные, хотя музейщики редко достают их из запасников, стараясь уберечь от разрушения. Например, хорошо сохранившаяся Библия 1741 года, изданная по заказу РАН. Вновь обращусь к Пушкину, поскольку в его «Евгении Онегине» упоминается «хромой Тургенев» – идеолог общества декабристов, первый русский экономист, наставник Александра Сергеевича. На выставке представлено его «Предписание селу Тургенево», в котором, по словам поэта, «ярмо он барщины старинной оброком легким заменил».
А рядом – первое письменное свидетельство о пользе ундоровских вод, написанное вице-президентом РАН Александром Федоровичем Лабзиным, которого сослали в Симбирскую губернию, и он лечился минеральными водами в принадлежавшем Петру Никифоровичу Ивашеву селе Ундоры.
Выставка будет работать до марта, и сотрудники музея очень надеются, что жители Ульяновска и области найдут время познакомиться с ней. Ведь если бы не счастливое стечение обстоятельств – это и серьезное финансирование из федерального бюджета, и наличие в Ульяновске выставочного зала, отвечающего строгим требованиям ГИМа, – она не смогла бы состояться.
Анна Михайлова