Пьесу, рассказывающую о том, что достижения цивилизации приносят не только благополучие, поставили в Ульяновском драмтеатре для подростков.
Притчу Игоря Якимова «Северный ветер» художественный руководитель театра Сергей Морозов долго носил в своем творческом портфеле, но доверил московскому режиссеру Алле Решетниковой.
История разыгрывается в некой долине, запертой в горах. Люди в ней не столько живут, сколько выживают: десять месяцев длится зима, за короткое лето с промерзшей земли удается собрать очень скудный урожай, накосить немного сена. И круглый год со стороны единственного ущелья дует сильный северный ветер. Каждый день перед маленьким народом стоит одна проблема: как прокормиться. В деревушке есть корова, дающая всего пару кружек молока в день, мельник, садовник, охотник. Принесет охотник добычу будет сытный ужин. Не принесет перебьются лепешками с картошкой.
Но однажды охотник (Сергей Чиненов) приносит из леса не кабана, а странного человека – легко одетого, лежащего без сознания. Забыв о голоде, люди бросаются ему на помощь – подбрасывают угля в печку, греют молоко, укутывают бедолагу теплым платком. Для них нет ничего дороже, чем человеческая жизнь. В благодарность за свое спасение Даль, оказавшийся ученым, решает подарить им блага цивилизации. Величайшее открытие может использоваться не только в мирных целях, от него может пострадать все человечество – об этом предупреждал еще Алексей Толстой в «Гиперболоиде инженера Гарина». Якимов показал другое: как блага цивилизации могут повлиять на саму человеческую сущность. В долину с наступлением почти бесконечного лета всего лишь пришло изобилие – и вдруг добродушный мельник (Денис Бухалов), только что заливисто хохотавший за кружкой пива с соседом, превращается в скареду и затевает драку. Именно с ним происходит самая страшная трансформация. Улыбчивого добродушного увальня как не бывало: теперь этот человек с жестким взглядом заставляет своего другаохотника убить гостя, изменившего жизнь в долине, построившего новую мельницу, помогавшего людям во всех делах. Охотник вроде хороший человек, но на кону его личное счастье: все вокруг твердят, что его возлюбленная Эли (Ксения Байдураева) не сводит своих сумасшедших глаз с Даля (Александр Лебедев). Сообщниками мельника, молчаливо соглашающимися с жестоким решением, становятся и добряк-кузнец (Илья Поляков), и хохотушка-молочница (Ольга Новицкая), пребывающая в ужасе от того, в чем ей приходится участвовать, – но участвует. Такова сказка Якимова: хороший человек не всегда остается хорошим.
Осознавая, что главным зрителем спектакля будут дети, режиссер наполнил его игровым действом и развил комедийную линию. К постановке привлекли студентов-актеров: жители долины не только заняты добычей пропитания, но и катаются с горок, соревнуются в ловкости, влюбляются. Изменения происходят и с ними, об этом «сообщает» зрителю музыка: лирическая мелодия в фольклорном духе сменяется жесткими ритмами – народ возводит крепкую тюрьму для ученого. На протяжении практически всего спектакля по сцене бродит корова Снежинка. В исполнении Кристины Каминской это неприкаянное существо настолько забавно, что невольно отвлекаешься на него, какими бы напряженными ни были отношения между настоящими героями постановки. Однако это детали, а вот о главном разговор решено продолжать и продолжать. По предложению худрука Морозова в театре возрождается традиция обсуждения спектаклей со зрителями. И уже в день премьеры юные зрители встретились с постановочной труппой. Добавлю, что со зрителями премьере повезло: ее не прервал ни телефонный звонок, ни шелест конфетных оберток, ни разговоры. Вместе с тем чувствовалось: ребята переживали за судьбу героев.
Анна Школьная