Сразу две выставки, посвященные приближающемуся 250-летию со дня рождения Николая Михайловича Карамзина, открылись 12 декабря в ульяновских музеях. В «СК» от 14 декабря мы рассказали об экспозиции «Карамзин и его время», расположившейся в Историко-культурном центре-музее Гончарова. В Художественном музее можно увидеть, как рассказанная Карамзиным «История государства Российского» ожила на полотнах великих русских художников XIX века – Ильи Репина, Василия Сурикова, Константина Маковского. Подлинные работы живописцев привезли в Ульяновск из Государственной Третьяковской галереи и Государственного исторического музея.
Знаменитые и неизвестные
Ульяновцам выпал редкий шанс увидеть картину, мало известную даже специалистам. Это «Гайдамаки на Умани готовят оружие»: Репин писал ее по поэме Тараса Шевченко «Гайдамаки», посвященной гайдамацким восстаниям на Украине, без малого двадцать лет. Изображен момент, когда в присутствии предводителей Ивана Гонты и Максима Железняка происходит раздача священных ножей. До Октябрьской революции Репин успел показать картину на двух передвижных выставках, после чего она пропала. В 1956 году ее из Музея революции передали в Исторический музей, где она хранилась в свернутом состоянии до 2007 года. Реставрация осыпавшегося полотна шла четыре года, восстановить ее с максимальной достоверностью помогли открытки 1930-х годов, обнаруженные в усадьбе Репина: на одной из них была размещена фотография картины.
Одна из работ Сурикова, наоборот, покажется знакомой всем посетителям выставки. Это первый эскиз к знаменитой картине «Боярыня Морозова». В самом начале художник четко представлял себе общую компози-цию картины, из эскиза перешли многие герои – бегущий рядом с санями мальчишка, упавшая ниц женщина, плачущая девушка в шубке, нищенка.
Сохранен старообрядческий жест Морозовой, обращенный к окнам Чудова монастыря. Но многое и изменилось. Сотрудник музея Наталья Рудакова рассказывает, что Суриков перенес место действия, и в окончательном варианте не видно Кремля.
Сани со временем он переместил в глубь композиции, чтобы передать движение. Толпу, ранее стоявшую по одну стороны дороги, в окончательном варианте сани будут рассекать на две части. Еще один эскиз показывает, как тщательно Суриков работал над фигурой стрельца. Известно, что лица для героев картины художник искал на московских рынках и в старообрядческих общинах. Рудакова напоминает, что Суриков первым стал показывать отклик простых людей на исторические события, изображая их на своих картинах – это видно уже в его ученической работе «Княжий суд».
Парадные и бытовые
В газетах XIX века восхваляли картину Николая Сергеевича Матвеева, изобразившего, как прусский король Фридрих Вильгельм III на коленях благодарит Москву за изгнание Наполеона из Европы и призывает сыновей присоединиться к нему. Картину называли гимном патриотизму и утверждали, что именно такие работы должны висеть в музеях и воспитывать молодежь. Противоположность такому образцу «парадной» живописи – бытовая картина Андрея Рябушкина «Потешные Петра I в кружале». За незамысловатым сюжетом показан стык двух эпох допетровской и петровской, встретившихся в тесном московском кабачке, в образе потешного, одетого на западный манер, и дивящихся на него стрельцов в армяках.
Пятнадцать картин, пятнадцать страниц из русской истории – батальная сцена времен Крымской войны, свидетелем которой был Константин Филиппов, призвание на царство Михаила Федоровича Романова кисти Михаила Нестерова, момент убийства жены и сына Бориса Годунова, запечатленный Константином Маковским в его знаменитой эффектной манере.
Картина Николая Неврева посвящена трагической судьбе княжны Прасковьи Юсуповой, обвиненной в колдовстве против Анны Иоанновны, – эта работа описана Валентином Пикулем в романе «Слово и дело». Николай Шустов изобразил знаменательный в русской истории момент, когда князь Иоанн III отказался и далее платить дань Золотой Орде. А Григорий Мясоедов в своем полотне «Чтение манифеста 19 февраля 1861 года» написал, что даже воробьи, сидевшие на риге, и те затихли и слушают, как зачарованные, слова об отмене крепостного права. Все художники разные, но их объединяет одно: история Руси, которую, по словам Александра Сергеевича Пушкина, Карамзин открыл для русских, подобно тому, как Колумб открыл Америку для европейцев.
Выставка будет работать до конца марта 2014 года: времени достаточно для того, чтобы увидеть шедевры русской живописи, которые нечасто бывают в наших выставочных залах. Картины из Третьяковской галереи последний раз в Ульяновске демонстрировались два, а может, и три десятилетия назад.
Анна Михайлова