Один из болезненных вопросов в ульяновской медицине конца года объединение поликлиник. О том, как это скажется на медицинских работниках и их пациентах, мы решили узнать из первых рук – от регионального министра здравоохранения, заместителя председателя правительства Ульяновской области Валентины Карауловой.

– Валентина Герасимовна, люди боятся, что в поликлиниках появится больше платных услуг, что к узким специалистам им придется идти не в свою поликлинику, а ехать за тридевять земель.

– Уменьшать бесплатную медицинскую помощь у нас абсолютно никакого стремления нет. Наша задача, наоборот, – сделать ее более доступной и качественной. Пациенты как были закреплены за своими медицинскими участками территориально, так и останутся.

Только сейчас добавляется возможность еще и перезакрепиться в ту поликлинику, где люди хотят получать медицинскую помощь. Для этого им нужно написать заявление. Единственное, что не получится, – в течение года несколько раз менять лечебные учреждения, потому что объемы медпомощи для каждой поликлиники мы определяем на год.

Сначала – о детях

– Много вопросов приходит от родителей детей, которые наблюдаются в поликлиниках.

– Честно говоря, не понимаю, какой повод волноваться родителям. Мы готовы повстречаться с ними, с общественными советами, уже встречались с теми, кто к нам обращался, готовы всем разъяснить, что ухудшения медицинской помощи не будет. Я прочитала в одном из обращений, якобы мы хотим организовать одну лабораторию на несколько поликлиник. Уверяю вас, это не так. На самом деле мы хотим централизовать лабораторную систему. Но люди будут сдавать анализы в той поликлинике, куда они приписаны. Что касается исследований, которые должны проводиться на специальных анализаторах – биохимия крови, иммунные пробы, – поставить в каждую больницу анализатор мы не можем, да это и ни к чему просто. Повторяю, анализы все будут сдавать и получать их результаты в своей поликлинике.

– Родители маленьких пациентов где-то услышали, что перетасуют узких специалистов, и, допустим, к лор-врачу придется всем ехать в Киндяковку, а к кардиологу – в Заволжье.

– Это совершенно не оправданно. Никого никуда забирать не будут. Где есть узкие специалисты – там и будут работать. Но другое дело, если, например, один день в неделю будет выделен для того, чтобы специалист из 2-й поликлиники принимал в 4-й поликлинике, чтобы не дети с родителями оттуда ехали сюда, а доктор приехал и там принимал плановых пациентов. Консультативная поликлиника на улице Кирова, 20 примет детей со всего города.

На уровне федерального Минздрава утвержден порядок оказания помощи, стандарты, и мы их обязательно должны выполнять. Учитывая дефицит медицинских кадров, смотрим, как рациональнее их распределить. Уверяю вас, ни пациенты, ни медики не пострадают.

– По объединению детских поликлиник уже принято решение?

– На сегодня решение принято по объединению пяти детских поликлиник в правобережье. Здесь, конечно, основное лечебное учреждение – 1-я детская больница на улице Льва Толстого. Кто станет главврачом, пока не решено. Вопрос будем решать коллегиально, посмотрим, кто как работает, каждый кандидат представит свой план развития службы. Некоторые главные врачи заявляют: отправьте нас в автономное учреждение. Значит, все на бюджетные средства купили, все сделали, а теперь платные услуги наращивать – за анализы и за прием узкого специалиста? Однако за это деньги–идут из ФОМС. Конечно, такие главные врачи этим объединением недовольны. Другие понимают, что выход в том, чтобы сократить неэффективные расходы.

Идея московская, опыт – пензенский

– А что касается стоматологических, взрослых поликлиник, как они будут объединяться?

– Семь стоматологических поликлиник объединены, там один главный врач, а все остальные руководители подразделений стали заведующими. По взрослым поликлиникам сейчас идет объединение 1-й, на улице Орлова, 2-й, на улице Железной дивизии, студенческой поликлиники. Зарплата будет приведена в соответствие со штатным расписанием. В Железнодорожном районе 7-я поликлиника прикрепляется к 3-й больнице. 4-я больница прикрепляется к сильной ЦГБ, чтобы жители Нижней Террасы получали качественную помощь.

Новый город мы пока не трогаем, там большое количество населения закреплено за каждой поликлиникой, в них обеспеченность штатами, в том числе узкими специалистами, в общем-то, неплохая. В первую очередь там будет решаться вопрос по детским учреждениям. Но это в перспективе на 2014 год.

– Идея объединения идет, как я понимаю, из федерального центра?

– Конечно! Изменилось законодательство, которое регламентирует вообще работу отрасли здравоохранения. Последние годы это очень интенсивный процесс. Внесены изменения в закон об охране здоровья, об обязательном медицинском страховании, вышел указ президента, который тоже нацеливает на эффективность работы учреждений здравоохранения.

То, что на сегодня законодательно прописано, сориентировано на возможность пациента выбирать лечебное учреждение. Мы хотим предвосхитить этот процесс и подготовить базу, которая на самом деле обеспечит качественную медицинскую помощь населению. Ведь мы понимаем, что поликлиника, например, 1-я, какой бы она мощной ни была, не может вместить в себя все население, которое захочет получать там медицинскую помощь. А откуда туда захотят пойти пациенты? Из той же самой 2-й поликлиники, которая на сегодня имеет недостаточную базу и ресурсы, потому что она исторически сложилась как маленькая, и это не вина поликлиники и не вина главного врача. Просто сама система распределения населения по лечебным учреждениям была такая.

На сегодняшний день, присоединив 2-ю поликлинику к 1-й, чего достигаем? Объединяем базу, объединяем ресурсы. Это будет структурное подразделение 1-й поликлиники, но 2-я поликлиника при этом сохраняется. То есть люди приходят к своему участковому врачу, с которым много лет живут в содружестве, но при этом пользуются лабораторной базой, узкими специалистами 1-й поликлиники. Таким образом, с одной стороны, мы расширяем возможность пациента на получение специализированной помощи, с другой – оставляем принцип прикрепления приближенного к месту проживания больного, что очень важно при первичной помощи.

– Подобный опыт в стране уже есть?

– Москва выступала с предложением вообще централизовать очень масштабно медучреждения, сеть сократить в разы, – вступает в разговор Елена Фалина, заместитель министра здравоохранения Ульяновской области. – В Нижневартовске создано одно медучреждение с подразделениями по городу. Сказать, что мы большие риски имеем, что мы вступили на какую-то дорожку, совершенно неизвестную и неизведанную, как мы слышим в некоторых вариантах, – совершенно не верно. Мы изучали опыт наших соседей, например, в Пензе одна детская поликлиника на весь город, там, правда, 500 тысяч населения, у нас – 760 тысяч. У нас есть особенность – правобережье и левобережье. Мы стараемся это учитывать, поэтому не создаем одно медучреждение.

Однако опыт других говорит, что регионы работают в этом направлении и система не распадается, она оправдана.

– Как работает структура? Не потеряют медики в деньгах?

– Один главный врач руководит несколькими поликлиниками, в каждой есть свой заведующий, – разъясняет Валентина Караулова. – Под ним нет бухгалтерии, управленческого аппарата, он заведует лечебным процессом. Он должен просто заявку вовремя подать главному врачу и сказать: обеспечьте мне то—то и то-то. Явно требуется сокращение управленческого аппарата, финансово-экономического блока, потому что как он работал, например, 20 лет назад, так и продолжает. Некоторые бухгалтеры до сих пор считают на калькуляторе, с ручкой начисляют заработную плату, не пользуются современными компьютерными программами, штат раздут. Здесь требуется сокращение.

Медики в зарплатах не потеряют. Не запрещено совмещение. Узкие специалисты и сейчас получают в разных поликлиниках – тут 0,5 ставки и там 0,5 ставки. Мы каждый месяц мониторируем зарплату в поликлиниках. Поначалу был разнобой, но там не сработали организаторы, главные врачи, потому что вся помощь, которая оказывается по линии обязательного медицинского страхования, безусловно, оплачивается. Если бы вовремя составляли реестры, как положено, и представляли страховой компании, сбоев бы не произошло.

Телефон SOS

– Вот несколько конкретных вопросов по медицине, которые задали наши читатели буквально в последние дни. Один касается стоматологии. Раньше световые пломбы ставили за деньги, сейчас они бесплатные.

Но их и не ставят. Говорят, что кончились.

– Пациенту поставили обычную, цементную, которая быстро вылетела. Как быть человеку в такой ситуации?

– Это откровенный саботаж. Если человек хочет получить услугу платно, должен быть открыт отдельный кабинет. Те, кто идет по талонам – ждут своей очереди. Стоматологи должны ставить ту пломбу, которая положена на этот зуб, и им нет никакого резона не покупать пломбировочный материал. Они на него полностью получают деньги. Если у больного есть неудовлетворенность, надо пожаловаться заведующему поликлиникой.

– Очень много говорят о поликлинике в дальнем Засвияжье. Там проблема записаться к врачу.

– Да, мы периодически проверяем эту поликлинику. Жалуются, что очень рано надо занимать очередь. Мы добились, чтобы с утра работали все окна в регистратуре, а не три, как люди нам рассказывали. В январе закончим проектно-сметную документацию, и в 2014 году для пациентов появится филиал поликлиники на улице Севастопольской. Есть и другое решение проблемы. Сейчас мы работаем над проектом по развитию сети офисов общеврачебной практики. Провели подсчет, порядка 48 офисов нужно только на Ульяновск. В Чебоксарах, например, работает 600 офисов, там фактически нет участковых терапевтов, только педиатры. В поликлиниках работают узкие специалисты, а терапевты – в офисах врачей общей практики, которые находятся в соседнем доме или на соседней улице. Там можно сдать и анализы, машина утром их забирает, доставляет в лабораторию, через четыре часа в электронном виде все результаты передают в офис врача общей практики. Думаю, и у нас такая структура будет внедрена повсеместно.

– Как сообщил наш читатель, у людей старше 70-ти лет анализы берут за деньги.

– Даже на дом медработники должны выезжать к пожилым людям, чтобы взять анализы или сделать кардиограмму. И инъекции дома обязаны делать при необходимости хроническим больным. Сейчас неотложную помощь мы развиваем при каждой поликлинике. Сообщите, из какой поликлиники поступил сигнал, мы примем меры.

– Скажите, у нас нет «прямой линии» по медицине, куда люди могли бы обратиться с острыми вопросами?

– Телефон 41-01-55 работает в течение всего рабочего дня. Теперь решаем вопрос, чтобы сделать его круглосуточным. Однако уже сейчас запись в автоматическом режиме идет круглосуточно, мы отрабатываем каждую жалобу людей. Готовы выслушать и помочь.

Лилия ГРЕБЕНСКОВА