(Окончание. Начало в № 42,47)
Сегодня МЫ заканчиваем наше первое путешествие по Симбирску-Ульяновску.
Наша маршрутка № 50 подъезжает к старинному ресторану «Россия», бывшему доходному дому купца Забродина. Фасад здания был перестроен в трехэтажный дом в 1913 году. Интересно, что обновлять фасад Заборину пришлось практически вынужденно. Когда в Симбирск приехали богатые люди и необходимо было создать место, которое стало бы традиционным для званных обедов высоких гостей. Поэтому обновленному ресторану придали лоск и он стал любимейшим местом отдыха симбирского губернатора Ключарева, который и завел моду на этот ресторан. В 1917 году в доходном доме Заборина располагался «Демократический клуб», а в годы Гражданской войны – врачебно-питательный пункт ГубЭвака. Впрочем, большую часть времени здание занимал ресторан.
С улицы Карла Маркса наш маршрут сворачивает на улицу Гагарина, которая получила свое имя в 1961 году. С 1843 года она носила название Казанская новая, с 1918 – улица Урицкого, с 1925 -улица Пищевиков.
С ул. Гагарина мы выезжаем на главную улицу северной части города – проспект Нариманова. Многие горожане старшего поколения помнят народное название участка между нынешними улицами Федерации и Кролюницкого и началом проспекта Нариманова – Кирпичные сараи. После пожара 1864 года, уничтожившего 2/3 города Симбирска, который был преимущественно деревянным, значительно вырос спрос на кирпич. В этих местах располагалась обширная глинистая пустошь, здесь глина добывалась и здесь же из нее изготавливался кирпич. Так, в 1866 году действовало 36 мини-производств, которые производили до 1 500 ООО кирпичей за сезон. Позже в заброшенных сараях-землянках обосновались люди, не имеющие никаких средств к существованию, так образовался район «кирпичных сараев».
Проехав по Нариманова до улицы Урицкого, наше маршрутное такси поворачивает направо. Спустившись до современного супермаркета «Метро», мы выехали на развилку: по правую сторону остался поселок Мостовая, а мы, переехав через реку Свиягу, попадаем в большой промышленный район «Засвияжье». До 50-х годов прошлого столетия он назывался Сталинским районом. Первый микрорайон на нашем пути – «Пески». До середины 1970-х годов на этом месте располагалась Конно-Подгородная слобода. Именно с Конной и начинается история Засвияжья, о которой, к сожалению, мы так мало знаем.
Наш путь проходит по улице Пушкарева, названной в честь первого из ульяновцев Героя Советского Союза танкиста К.И. Пушкарева, погибшего в бою с японцами у озера Хасан. До 1965 года она называлась улицей Культуры. Далее по маршруту мы видим завод «Автодеталь-Сервис», на его территории сохранено здание, которое является уникальным историческим памятником культуры «Детский приют им. Ключарева». По выезду на Пуш-каревское кольцо, по левую сторону района «Пески», в середине прошлого века располагались длинные деревянные бараки, в которых жили работники кирпичного завода. А располагался в те времена кирпичный завод в районе станции Юннатов (напротив автовокзала).
Следуя по Московскому шоссе, в прошлом – тракту, по левую сторону (между автовокзалом и улицей Автозаводской) в 1930-х годах был аэродром и известная на всю страну летная школа, где шла подготовка летчиков-истребителей. Из этой школы, которая просуществовала до 1945 года, вышло 25 Героев Советского Союза, среди них наши земляки Н.С.Паничкин и Н.С.Герасимов. От бывшего аэродрома до наших дней сохранилось здание командного пункта. Ныне здесь размещается жилищное управление (Московское шоссе, 53). На перекрестке Московского шоссе и Западного бульвара мы видим памятник самолету Як-52, установленный 9 мая 2012 года ко дню 80-летия авиации.
Далее по маршруту – Механический завод, основанный в январе 1966 года. Первоначально завод специализировался на изготовлении локаторов, далее основной продукцией стали зенитные установки «Шилка» и «Бук».
Следующая остановка – «Автозавод». Кстати, на этом месте перед войной планировалось создание авиазавода, и уже был заложен фундамент, который впоследствии использовался для постройки первых корпусов автозавода. 26 октября 1947 года с главного конвейера автозавода сошли первые 5 грузовиков ГАЗАА. Далее наш маршрут следует по улице Автозаводской, ее название само говорит за себя, здесь жили первые рабочие автозавода. Строили ее в 1945 году военнопленные немцы.
Мы выезжаем на улицу Рябикова, названной в честь симбирского революционера В.В.Ряби-кова, ранее эта улица называлась Вырыпаевская. Эта улица ведет в поселок Вырыпаевка, который был основан симбирянами Сидором и Андреем Вырыпаевыми, когда им в 1673 году была пожалована там земля.
Наша маршрутка выезжает на финишную прямую на улицу Ефремова, названную в честь Героя Советского Союза, участника 3-х войн, генерал-лейтенанта Ефремова. Конечным пунктом нашего путешествия становится коттеджный городок, прозванный в народе «Санта-Барбара», здесь открылся замечательный Александровский парк, а в 2003 году была выстроена улица, получившая название Богдана Хитоово.
Вот так состоялось наше историческое путешествия в прошлое и настоящее Симбирска-Ульяновска от Богдана Хитрово до Богдана Хитрово.
Николай и Светлана Костины