Как убедить должника добровольно расстаться с собственной жилплощадью, чтобы расплатиться по долгам за услуги ЖКХ? Оказывается, это возможно: в ОАО «ДК Засвияжского района №2» нашли такие аргументы для убеждения злостных неплательщиков.
Мы попросили сотрудников управляющей компании поделиться с нами секретом их успешного опыта.
«Исповедуй» собственников
– К нашей УК относится 35 многоквартирных домов. В начале 2013 года собственники и арендаторы муниципальных квартир были должны за ЖКУ почти 52 млн. рублей, – рассказывает директор ОАО «ДК Засвияжского района №2» Анатолий МОИСЕЕВ. – К концу года нам удалось снизить долг более чем на 5 млн. рублей.
Причем сделать это удалось не только при помощи судебных приставов. Более половины ликвидированного долга (2 млн. 821 тыс. рублей) – это те деньги, которые жители внесли добровольно и достаточно быстро.
– С должниками мы работаем постоянно, даже по выходным. Мы с ними просто беседуем. Приходим к ним в квартиры и, прежде всего, пытаемся выслушать. У каждого из жильцов своя причина не платить: неизлечимая болезнь, потеря работы, семейные неурядицы или банальный алкоголизм, – говорит юрист и специалист по работе с должниками Наталья АЙНЕТДИНОВА.
По ее словам, нередко дело доходит до настоящих «исповедей», в процессе которых люди успокаиваются, начинают вместе с сотрудниками УК искать выход из сложившейся ситуации.
Уменьшай собственность – уменьшишь долг
– В этом 2013 году собственники 66 квартир, относящихся к нашему жилому фонду, в добровольном порядке совершили акты покупки-продажи, разменяв квартиру на жилплощадь поменьше, естественно, с доплатой. Полученные деньги позволили ликвидировать почти трехмиллионный долг, – рассказывает Наталья АЙНЕТДИНОВА.
У тех, кто знает о проблеме погашения долгов ЖКХ не понаслышке, заявление о том, что люди добровольно готовы продать собственную квартиру, лишь бы заплатить квартплату, вызовет, как минимум, удивление. Любой коммунальщик вам скажет, насколько сложно работать с задолженностью приватизированной жилплощади, хозяева которой считают себя практически неуязвимыми перед законом.
– Угрозы и давление на должников бесполезны, даже вызывают обратную реакцию, сопротивление. Никаких грубостей со стороны сотрудников УК тоже не допускается,
конфликт не приведет ни к чему хорошему, а мы заинтересованы в конструктивном решении вопроса, – заверяет Наталья. – На встречу с должниками мы приходим не одни, а в сопровождении старших по домам. В первую очередь смотрим на самого человека и на обстановку в его квартире. Иногда достаточно нескольких минут, чтобы понять – в состоянии ли человек заплатить. Если в квартире хоть шаром покати, а хозяин – явный алкоголик, то какой может быть с него спрос?! Разве что обратиться в суд… Однако очень часто квартира должника выглядит весьма респектабельно, и собственник готов идти на контакт. Мы убеждаем, даем консультации, в том числе – проводим беседы с риелторами, которые берутся за продажи и обмен подобных квартир.
Муниципальное – приватизируй
Естественно, продажа собственности и переезд в жилье меньшей площади с целью ликвидации долга – не панацея. Так поступают в крайнем случае, когда долги копятся уже не один год, и человек просто не в состоянии их выплатить другим способом.
– Бывает так, что долги скапливаются «из принципа». К примеру, человек перестает вообще платить и за коммунальные ресурсы, и за «Содержание и ремонт» только потому, что, по его убеждению, «управляющая компания ничего не делает». При этом никаких
письменных претензий и заявлений он не предъявляет. В итоге к его недовольству всем миром присовокупляется и приличный долг за ЖКУ, – говорит Наталья.
Встречаются и ситуации посложнее: например, одна из жительниц не платила за «коммуналку» длительное время, хотя у нее были взрослые дети и нормальный доход.
– Мы хотели уже, было, подавать в суд, но оказалось, что оба ребенка у нее больны раком – все средства уходили на лечение. Естественно, мы пошли ей навстречу, и сейчас она понемногу выплачивает долг, – поясняет наша собеседника.
А как же быть с должниками – нанимателями муниципального жилья, с которыми ну никак не могут совладать у нас в городе?
– Иногда получается так, что приобретаемая квартира не меньше по метражу, просто находится в менее престижном районе. Кстати, таким способом удавалось справиться с долгами даже тех ульяновцев, которые проживают в муниципальных квартирах. Мы объясняли им, что приватизировать можно и те квартиры, на которых числятся долги. И квартиросъемщики шли на этот шаг: приватизировали жилье и затем начинали поиск возможных вариантов обмена, – комментирует юрист.
Иными словами, выход всегда можно найти, просто надо работать и стремиться к конструктивному решению, а не обострять конфликт, как это обычно у нас делается.
Сергей Соболев