Вчера состоялось последнее в этом году заседание Ульяновской областной экологической палаты. Один из вопросов повестки звучал так: “О проведении аукциона по продаже охотничьих угодий в границах Сенгилеевского государственного охотничьего заказника, являющегося ООПТ и находящегося на территории проектируемого национального парка Сенгилеевские горы”. Экологи заинтересовались темой с подачи блогера Камиля Багаутдинова, опубликовавшего на прошлой неделе тревожный материал “О создании национального парка «Сенгилеевские горы» и о передаче прав на охоту на этой территории”.
Для тех, кто не в курсе, напомним суть вопроса. Региональный минсельлесхоз выставил территорию бывшего «Сенгилеевского государственного охотничьего заказника» (ныне являющегося частью заказника “Сенгилеевские горы” и одноименного проектируемого национального парка) на аукцион на право заключения охотхозяйственного соглашения. Предполагалось, что победитель получит территорию в аренду на 49 лет с правом осуществления там, согласно распоряжению минсельлесхоза, “охоты с целью регулирования численности охотничьих ресурсов”. Экологи забили тревогу, поскольку разрешение какого-либо вида охоты на территории заказника и будущего национального парка – незаконно. Минсельлесхоз претензии экологов услышал, подготовил документы по отмене аукциона, однако окончательное решение намеревался принять на основании рекомендаций экопалаты. Об этом заявил присутствовавший на заседании главный эколог Ульяновской области Константин Долинин. При этом он напомнил, что в случае отмены аукциона, заниматься регулировкой популяции животных на территории заказника будет некому – в региональной казне на это денег нет.
По словам Сергея Бобкова – первого докладчика по вопросу, представителя Минсельлесхоза – до 2008 года на территории заказника велась работа по охране популяции. Сначала ее проводило региональное охотуправление, потом Россельхознадзор, содержавшие там егерей. С 2008 года работа прекратилась и численность зверя в заказнике поползла вниз и теперь его почти не осталось. Помощь в организации охраны животных минсельлесхозу предложили некие люди (судя по всему, представители регионального общества охотников и рыболовов, – ред.). Чиновники предложением заинтересовались и приняли решение о проведении аукциона. Бобков заверил членов экопалаты в том, что территория передается арендаторам не для охоты (режим ООПТ нарушать не планировалось), а для осуществления подкормки и охраны популяции. А сразу после создания национального парка соглашение об аренде предполагалось расторгнуть. Бобков подчеркнул, что никакой выгоды потенциальные арендаторы извлекать не собирались. Этот момент вызвал наибольший интерес экологов. Непонятно, для чего потенциальным арендаторам идти на значительные расходы по сохранению популяции (содержание штата егерей, закупка кормов и т.д.), если эти затраты никогда не окупятся?
По мнению эколога Михаила Корепова, аренда нужна охотникам для того, чтобы создать на территории заказника условия для увеличения численности промысловых животных, на которых они могли бы впоследствии охотиться (в лесном массиве по соседству с заказником охота разрешена). Но особо охраняемые природные территории созданы специально для того, чтобы специалисты-биологи вели там комплексную работу по поддержанию оптимального соотношения численности разных видов животных и растений. Охотники не являются специалистами и вести такую работу не могут, поэтому ООПТ нельзя передавать для ведения охотхозяйственной деятельности. Более того, режим существующего заказника “Сенгилеевские горы” юридически исключает ведение такой деятельности. Наконец, буквально через пару лет на данной территории будет сформирован национальный парк “Сенгилеевские горы” и его режим не будет допускать каких-либо арендных отношений. Значит, соглашение с потенциальными арендаторами все равно придется разрывать. Так не проще ли вовсе не заключать его?
Представитель Природоохранной прокуратуры также высказался против передачи территории заказника в аренду. В итоге экопалата единогласно проголосовала за то, чтобы рекомендовать Минсельлесхозу отменить распоряжение о проведении аукциона. В ближайшее время соответствующие документы должны быть подписаны Александром Чепухиным.
Кстати
На последнем в этом году заседании экопалаты обсуждались и другие интересные вопросы. Так, открывая заседание, глава экопалаты Ольга Данилова посетовала на то, что активное участие в ее работе принимают всего 6 человек.
Территорию ульяновского дендропарка в ближайшие годы могут передать в безвозмездное пользование одного из университетов (пока больше говорят об УлГУ) с тем, чтобы превратить дендропарк в ботанический сад.
Обсуждалась также инициатива губернатора о создании Экологического правительства. По реакции экологов было видно, что они пока не очень хорошо понимают, для чего нужен этот орган. Тем не менее, проект положения об Экологическом правительстве Ульяновской области экопалата рассмотрит. Правда уже в новом году.