Министерство экономики и стратегического планирования Ульяновской области подготовило документ, который подводит итоги первого года членства России в ВТО и анализирует последствия этого шага для экономики региона. Даже этот крайне оптимистичный орган в структуре правительства использует все больше негативные интонации.
Россия вступила во Всемирную торговую организацию 22 августа 2012 года. Уже тогда эксперты предрекали очень тяжелые годы для местных производителей – далеко не каждое предприятие способно выдержать конкурентную нагрузку, возросшую со вступлением страны в ВТО. Так оно и вышло. И отразилось на общих экономических показателях Ульяновской области.
Экспорт стремится к нулю
В первую очередь вступление в ВТО сильно отразилось на так называемом сальдо торгового баланса.
Оно в регионе отрицательное, причем в 2012 году так сложилось впервые за 12 лет. Уже в прошлом году наметилась тенденция снижения экспорта, которая впоследствии лишь закрепилась. Доля экспорта в 2012 году составляла 48,7 процента, а его числовое значение снизилось по сравнению с 2011 годом на 17 процентов.
Дальше экспорт, судя по цифрам, устремился вовсе к нулю. За первые полгода 2013 года он упал по сравнению с прошлогодними показателями почти на 50 процентов, а его доля во внешнеторговом обороте составила смехотворные 22,7 процента. За девять месяцев года экспорт немного поправился и составил 25 процентов от общего внешнеторгового оборота. Но по сравнению с предыдущим годом он по-прежнему в сильном минусе. Причем сам торговый оборот растет, но происходит это исключительно за счет импорта, который как раз со вступлением России в ВТО стал расти просто грандиозными темпами. В первые полгода рост составил 82 процента к аналогичному периоду 2012 года, за 9 месяцев этого года – 50 процентов.
Разумеется, и сальдо торгового баланса складывается отрицательное – за девять месяцев года оно составило минус 293 миллиона долларов, хотя в 2012 году эта сумма составляла минус 19 миллионов.
Интересно, что импорт сильно вырос со вступлением России в ВТО в таких областях, как «кожевенное сырье, пушнина и изделия», «древесина и целлюлозно-бумажные изделия», «текстиль, текстильные изделия и обувь» – то есть в тех отраслях, которые традиционно присутствовали в достаточном объеме в Ульяновской области.
Легкой промышленности хуже всего
Больше всего «досталось» от ВТО легкой промышленности Ульяновской области. Ставка таможенной пошлины на товары и изделия в этой отрасли снизилась на треть. Министерство экономики в своем докладе представляет цифры: потери от таких пертурбаций в пользу импортного продукта в России составят 1,3 миллиарда долларов, а пик потерь придется на 2015-2016 годы.
«Это потери бюджета, а надо иметь в виду, что ровно на эту сумму наши зарубежные партнеры получат преференции и преимущества при продажах своих товаров, – сообщается в докладе. – Показатель чистой прибыли и рентабельность активов еще раз упадут, причем без должной защиты и поддержки в 2015-2016 годах это падение может быть обвальным. Уже в этом году импорт из дальнего зарубежья вырос в таких товарных позициях, как трикотаж – на 18 процентов, готовые текстильные изделия – на 13 процентов, обувь – на 11 процентов».
Еще одна отрасль, сильно пострадавшая от ВТО, – это сельское хозяйство. 2012 год для него и так стал очень сложным – наступил срок выплат по банковским кредитам, по лизинговым платежам, возросли страховые взносы во внебюджетные фонды, а из-за неблагоприятных погодных условий была недополучена половина урожая зерна. 2013 год стал самым сложным для сельского хозяйства, хотя и в следующем эксперты предрекают большие трудности.
Больше всего досталось свиноводству – здесь Россия пошла на самые большие уступки. Как сообщается в докладе, с сентября 2012 года резко увеличился импорт свинины – импортеры придерживали ввоз до конца августа, дожидаясь снижения таможенных пошлин. Все это привело к снижению закупочных цен, а при условии рекордного взлета цен на зерно привело к тому, что крупные свиноводческие предприятия Ульяновской области (ООО «Свинокомплекс «Волжский» (Чердаклинский район), ООО «СКИК «Новомалыклинский» (Новомалыклинский район), ООО «Симбирский бекон» (Ульяновский район) оказались в тяжелейшем финансовом положении.
Птицеводческая отрасль также пострадала – здесь причин сразу несколько: от упрощения ввоза импортных яиц до роста цен на энергоносители. Да и в целом для сельского хозяйства наступили сложные времена.
При всем удешевлении импортной продукции оборудование из-за рубежа осталось таким же дорогим, а правила предоставления мер господдержки сельхозпредприятиям ужесточились.
Конкуренции не выдерживают
Выводы, которые делает министерство экономики в своем докладе, не очень-то утешительны. Специалисты констатируют, что на 1 декабря 2013 года «вступление в ВТО не принесло экономике России и Ульяновской области существенных преимуществ и высоких положительных результатов». Более того, частные предприятия вынуждены спасаться за счет государственной поддержки – регион и страна тратят серьезные деньги на защиту неконкурентоспособных отраслей экономики.
Основными опасениями в министерстве экономики называют следующие аспекты. Это, в первую очередь, появление жесткой конкуренции товаров иностранного производства с отечественными – наш продукт здесь, к сожалению, сильно уступает. Положение усугубляется отсутствием эффективного менеджмента. Еще одно опасение – регион отныне не может самостоятельно выстраивать ценовую политику, все подчинено международным правилам ценообразования. Четвертая опасность касается не только предприятий, но и простых жителей – дорожают энергетические ресурсы. А вот пятое опасение стоит занести в плюсы – экологические требования ужесточаются, в этой сфере законодательство Российской Федерации постепенно приводится в соответствие с международными нормами. И это, пожалуй, хорошо.
Сергей Гурьянов
Неугомонный Дед Соколов
“Тяжкое наследие советского прошлого” – я об этом писал в “Ульяновской правде” ещё в 1996 году…
http://files.mail.ru/0C3FBBB4008444A68A89D5EE0B568365
Мин Жандубаев
“Министерство экономики и стратегического планирования Ульяновской области – крайне оптимистичный орган!” – мягко сказано. Так можно договорится до того, что и Асмус пользу приносит.
МинДодону
От Асмуса есть анализ экономической ситуации, а от таких инет-болтунов даже шума никакого, только вонючий выхлоп.
Аноним
Опубликованный на днях проект национальной экспортной стратегии до 2030 г., подготовленный Минэкономразвития, демонстрирует отказ от иллюзий. Удел России — нефть, газ, удобрения, которые следует дополнить водой, пушниной и ягодами
Читайте далее: http://www.vedomosti.ru/opinion/news/20800201/eksport-yagod#ixzz2oZ0to86G
Привет Каменеву и России образца 14 века, полная преемственность
Flagman73
Мы все еще за гейропейский выбор? Уж по самое нихочу в нем, а все по прежнему неймется – как ослы за морковкой, ей Богу.
Аноним
Гейропа виновата, что мы одни дрова можем экспортировать?
появление жесткой конкуренции товаров иностранного производства с отечественными
После введения всех мыслимых и немыслимых приёмов отъёма денег у населения ( ОДН. Вы только задумайтесь-плата за воду из общедомового унитаза и за тепло от батерей в подъезде,которых даже нет в проекте дома) у этого самого населения денег не осталось не на импортныене на отчественные товары.
Может быть поэтому и средство от голода-культуры с ГМО, скоро будут выращивать на полях области ?
Владимир I
Правительство Ульяновской области постоянно выступает то в роли плохого танцора. в этоти раз и того хуже – импотента в публичном доме. То у него кровать скрипит, то резинка от трусов мешает, то ВТО не так лежит…
А, может, все гораздо проще? Прочитайте первое и, потому, наверное, самое главное, обращение губернатора к нации региона. У меня оно вызвало некоторую оторопь. Цель этого обращения – «донести до потенциальных инвесторов желание руководства региона создать райские условия для наших бизнес-партнёров». Оторопел я, потому что понял: мне, жителю региона и, теоретически, потенциальному инвестору, в Ульяновской области райская жизнь не светит. Почему7 Да потому, что вся информация об успехах инвестиционной деятельности правительства региона в течении всего года была направлена на интуриста-инвестора. Аборигены у губернатора, видимо, рассматриваются в качестве обслуживающего персонала, а население – в разряде ясачных холопов и не более.
А на кой хрен, простите, мне такой распорядитель суде? Чем он отличается от оккупанта? Если губернатор говорит: «За 5 практически кризисных лет объёмы инвестиций в Ульяновской области выросли более чем в 2 раза. Сегодня в реестре области более 100 проектов с прямыми иностранными инвестициями… . Минимальный объём инвестиций от запланированных проектов составляет 17 миллиардов рублей, а количество новых рабочих мест – до 3 тысяч», то не проще, и, главное, не честнее было бы поднять всем миром руки вверх и – «хайль, Меркель!, хай Обама! С Новым годом, пошел на фиг русский народ! »
Неугомонный Дед Соколов
Что килограмм самолёта, что килограмм золота…