Общественность потребовала права голоса при реорганизации городских поликлиник.
Неформальные объединения граждан, похоже, начинают играть все более заметную роль в жизни региона.
В частности, общественные организации при городских поликлиниках и инициативные группы пациентов и врачей, обеспокоенные планами регионального Минздрава по слиянию городских поликлиник в более крупные учреждения, обратились в комитет по социальной политике Законодательного Собрания региона. Комитет получил три обращения от разных объединений, среди них есть и письмо коллектива детской городской больницы №1. В ответ на эти обращения в минувшую среду в ЗСО состоялся «круглый стол» с участием врачей и пациентских организаций, посвященный проблеме реорганизации больниц.
Модератором «круглого стола» был председатель комитета ЗСО Игорь Тихонов. У него как у отца двоих детей был неформальный интерес к теме. Он рассказал, как два с половиной года назад его ребенок проходил медкомиссию перед поступлением в школу, и его пришлось возить из больницы в больницу, потому что в участковой поликлинике не нашлось всех нужных врачей. «Реорганизация усугубит ситуацию для пациентов или облегчит? – поинтересовался Тихонов у представителей Минздрава. – При распределении узких специалистов ровным слоем – хватит ли их на всех?» Любопытно, но то же самое пытался выяснить его коллега Алексей Куринный, когда на заседании ЗСО 16 декабря предложил включить в повестку дня вопрос о слиянии больниц и обсудить обращение к губернатору. Тогда ему оппонировал тот же Тихонов, который сказал: «Не вижу необходимости докручивать нашу системную работу каким-либо обращением». Большинством депутатов от «ЕР» предложение Куринного было отклонено.
Идея слияния поликлиник разрабатывается в областном министерстве здравоохранения. Цели слияния, изложенные в проекте постановления правительства, формулируются стандартно: усовершенствовать организацию медпомощи, оптимизировать лечебно-диагностический процесс, рационально использовать ресурсы – материальные, финансовые и кадровые.
«Ключевым является вопрос организации помощи населению, – сказала в коротком интервью «СК» заместитель министра здравоохранения Елена Фалина. – Нам нужно создать учреждение, ресурсы которого можно максимально использовать. В системе обязательного медицинского страхования деньги идут за пациентом. Увеличение прикрепленного населения дает возможность увеличить финансирование из системы ОМС».
В подтверждение этой мысли приводили такие данные: по стандартам поликлинике полагается, например, один аллерголог, если она обслуживает 20 тысяч детского населения («детское население» – это официальная формулировка). То есть, скажем, при 19 тысячах пациентов – уже не полагается. Поэтому, чтобы ввести ставку узкого специалиста, нужно объединять лечебные учреждения, говорят чиновники. Но разве не логичнее было бы изменить стандарты медобслуживания, допустим, один специалист на 10 тысяч населения? Ведь той же аллергией страдает каждый пятый житель планеты, среди россиян таких – до 30 процентов, в мегаполисах еще хуже – до 60 процентов, каждый третий ребенок – аллергик. Кстати, одна из родительниц выразила опасение: сегодня аллерголог принимает пять дней в неделю, и к нему невозможно попасть, а если он будет кочевать между больницами, принимая по два дня то там, то здесь, то останется один выход – обращаться в платную клинику.
Об острой нехватке врачей в региональном здравоохранении говорили все: и представители пациентов, и сами врачи, и руководство министерства. «Мы испытываем дикий дефицит участковых педиатров, -рассказала заведующая отделением неотложной помощи детской городской поликлиники № 2 Лариса Назарова. – Половина врачей, работающих на приеме, – это пенсионеры, они настоящие патриоты. Педиатры обслуживают по три-четыре участка, больные записываются с интервалом три-пять минут, что недопустимо. Но ведь при объединении педиатрическая служба врачами не пополнится».
Представитель пациентов детской гор-больницы №1, врач на пенсии Виктор Гусев спросил, почему при наличии медицинского факультета УлГУ, который ежегодно выпускает десятки специалистов, дефицит кадров остается. И сам же ответил: из-за низкой зарплаты начинающего врача, отчего выпускники медфака ни дня не работа-ют по специальности. «Половина молодых докторов не женаты – не могут содержать семью, – сказал Гусев. – Мы размываем патриотизм врача, откуда же возьмется преемственность?» Руководитель регионального Минздрава Валентина Караулова сообщила, что средняя зарплата врача в области превышает 28 тысяч рублей. Это заявление вызвало гул в зале и возгласы: «Это смешно!».
Врач-невролог детской больницы №1 Сергей Кулаков задал вопросы, которые интересуют всех его коллег: изменится ли статус узкого специалиста? Как они будут перемещаться из одной клиники в другую? Увеличится ли время ожидания приема? И что будет с зарплатой? Сам Кудаков работает в четырех местах, в своей больнице он принимает по 30-40 детей в день, и такая работа, по его словам, оплачивается хуже, чем прием трех пациентов в частном мед-центре. Врач не исключает, что будет вынужден уйти в частную медицину. Замминистра Елена Фалина ответила, что объединенное учреждение позволит создать дополнительно 60 ставок врачей и привлечет сумму денег из ФОМС, которая покроет так называемые эффективные контракты (система, при которой зарплата врача зависит от объема и качества работы). «Если по контракту вы будете получать 30 тысяч, останетесь в своей больнице?» – спросила она Кудакова. Тот ответил утвердительно.
Руководство Минздрава в очередной раз изложило свою позицию в отношении слияния поликлиник. Запланировано объединение 12 лечебных учреждений, но протесты касаются в основном детских больниц №1 и №2. Все больницы останутся на местах вместе с докторами и прикрепленными по месту жительства пациентами. Реорганизация носит юридический характер: все детские поликлиники будут объединены в одну «Детскую городскую клиническую больницу г. Ульяновска» на базе нынешней детской больницы №1, остальные поликлиники станут структурными подразделениями. У объединенного учреждения будет один главный врач, а подразделения возглавят заведующие. Для узких специалистов разработают графики и маршруты приема. Эффективный контракт с врачами приведет к росту зарплаты.
Казалось бы, все логично. Но доводы министерства не убеждают общественность главным образом потому, что людей в очередной раз поставили перед фактом, сама же реформа разрабатывалась кулуарно. «Все домыслы оттого, что нет программы реорганизации, – заявила представитель общественного совета детской горбольницы №2 Наталья Максимова. – Все сырое, кругом противоречия. Сформулируйте и представьте общественности целостную программу, а не ваши обрывки, тогда не будет домыслов».
Действительно, власть сама дает повод не верить ей, да и противоречий хватает. В частности, на сайте Минздрава висит проект распоряжения правительства области «О реорганизации государственных учреждений здравоохранения», где черным по белому написано: присоединить детские больницы №1, 2, 4, 5 к больнице №3. Там же размещен и другой документ, где говорится о создании объединенной детской больницы. То есть домыслы, которые опровергает министерство, оно породило само. Министр говорит, что в результате реорганизации будет сокращен немедицинский персонал (то есть администраторы и финансисты), при этом начальник департамента Минздрава Марина Зотова тут же за-являет, что никто из бухгалтеров не будет уволен.
Наталья Максимова предупредила, что игнорирование мнения людей может вызывать протесты, и потребовала создать согласительную комиссию с участием общественности: «Мы не говорим, что мы против реорганизации, но мы хотим участвовать в разработке ее программы». Игорь Тихонов предложил назвать эту комиссию наблюдательным советом и выдвинул условие: ответственность за соблюдение итогового документа будет лежать и на министерстве, и на наблюдательном совете. Максимова согласилась. Министр Валентина Караулова сказала, что программа реорганизации пока в стадии разработки, поэтому в министерстве готовы выслушать все мнения, но энтузиазма в ее голосе не было. «Просим, чтобы это не была игра в поддавки, чтобы министерство нас не игнорировало, иначе мы выйдем на улицу», – сказала Максимова.
Депутат Куринный сказал, что реорганизация больниц вызвана дефицитом ресурсов – финансов и кадров. Бюджет здравоохранения на следующий год недосчитается миллиарда рублей, может не хватить денег и на зарплату врачей в системе ОМС. Если эффективный контракт – это хорошо, то что сегодня мешает стимулировать работу узких специалистов? Стандарты медпомощи настолько дорогие, что их невозможно выполнить, и слияние больниц тут не поможет, считает депутат. От него пострадают больницы, более-менее укомплектованные кадрами. Если уж объединять, то «слабые» поликлиники, чтобы посмотреть, как они будут работать. А самодостаточные больницы трогать не надо.
Когда Куринный взял слово, Валентина Караулова молча, без объяснений, покинула зал, и ее уход был воспринят аудиторией как демонстративный. Трансляция «круглого стола» шла на ресурсе «Улпресса», и, как сообщил в «Твиттере» владелец ресурса Дмитрий Ежов, трансляцию в этот момент попросили выключить. Обратило на себя внимание и то, что недавно сформированная медицинская палата «круглый стол» проигнорировала.