С 2014 года в Ульяновской области обновился состав уполномоченных в сфере защиты различных прав. Теперь все региональные уполномоченные входят в Палату справедливости и общественного контроля. Круг ульяновских омбудсменов пополнился кадрами из чиновников, прежде долгое время работавших в правоохранительных органах. А с одним из уполномоченных – по правам предпринимателей – пока определиться не удалось.
Силовики-правозащитники
Процедура назначения уполномоченных такова: губернатор вносит кандидатуры на рассмотрение Законодательного Собрания, и депутаты принимают решение путем тайного голосования. Процесс смены омбудсменов начался в декабре 2013 года, когда на внеочередном заседании ЗС в отставку подала уполномоченная по правам человека Галина Эдварс.
Свое решение она объяснила истечением отведенного ей четырехлетнего срока работы и жела-нием уйти на заслуженный отдых, больше заняться семьей. Шаг Эдварс слегка удивил наблюдателей, но ненадолго. Вскоре стало понятно, что с 2014 года произойдет замена большинства уполномоченных, и Эдварс здесь не одинока. На последнее в 2013 году заседание ЗС 26 декабря губернатор Сергей Морозов представил группу новых кандидатов в ом-будсмены. К переназначению была предложена только Людмила Хижняк – уполномоченная по правам ребенка, прежде возглавлявшая комиссию по делам несовершеннолетних. Остальные – новички среди правозащитников.
Галину Эдварс в борьбе за права человека предстояло сменить Людмиле Крутилиной, которая, по собственному признанию, с 18 лет работала в органах внутренних дел. Почти четверть века отдала службе в уголовном розыске, в областном Управлении по борьбе с организованной преступностью – вышла в отставку в звании подполковника милиции. С 2003 года Крутилина работала в облправи-тельстве, последние три года возглавляла департамент по вопросам общественной безопасности, откуда и направилась в омбудсмены.
На замену Александру Павлову в должности уполномоченного по противодействию коррупции был предложен глава администрации Инзенско-го района Александр Яшин. Районом он руководил с февраля 2012 года, а вообще-то, как и Крутилина, – выходец из силовиков. Более 20 лет назад начинал в милиции помощником начальника отдела воспитательной работы, возглавлял УВД Димитровгра-да, УБОП Ульяновской области.
Большинством голосов ЗС утвердило Хижняк, Крутилину и Яшина в должности омбудсменов. Против выступили только депутаты-коммунисты. По их мнению, дорогостоящие уполномоченные не приносят никакой пользы региону, а если уж их все-таки назначать, то не из чиновников или силовиков, а из общественников. Как пример, на должность уполномоченного по правам предпринимателей коммунисты назвали известного бизнесмена Исаака Гринберга – человека с активной гражданской позицией, не боящегося вступать в полемику с властями.
Однако с защитником прав предпринимателей вообще случилась заминка.
Щепетильность для бизнеса
Первоначально в повестке дня этот вопрос тоже значился. Действующего омбудсмена Анатолия Сагу предполагалось поменять на депутата Гордумы Ульяновска, адвоката Григория Кале-нова. Но в ходе заседания спикер ЗС Анатолий Бакаев сообщил, что получил официальное письмо об отзыве кандидатуры Каленова. Присутствовавший в зале министр внутренней политики Ульяновской области Михаил Сычев заявил, что по законодательству претендента в уполномоченные по правам предпринимателей нужно предварительно согласовать с федеральным омбудсменом Борисом Титовым и с общественными региональными организациями бизнесменов. Эта процедура продолжается, и на заседание ЗС вопрос будет вынесен позже – возможно, в январе.
Не знаю, как проходит согласование с Титовым, но вот «Ульяновское объединение предпринимателей» высказалось против назначения Каленова на должность омбудсмена. Объединение в своем заявлении отвергает его кандидатуру как неприемлемую «по профессиональным характеристикам» и «высоко оценивает» работу Саги. Теперь, надо понимать, ожидаются переговоры и консультации по поводу будущей фигуры регионального защитника бизнесменов.
Может быть, сообщество предпринимателей и ждет от своего уполномоченного какой-то помощи. О других ульяновцах, для которых должны работать три прочих омбудсмена, подобное вряд ли скажешь. Нарушений в нашей жизни, увы, хватает, но реальных рычагов для борьбы с ними уполномоченные не имеют -даже при большом желании. Остается лишь направлять письма в облеченные властью структуры. Институт омбудсменов в России – как своеобразный пятый угол, куда можно послать просителя, чтобы отвязался. Дорогой угол: в 2014 году на областную Палату справедливости будет истрачено несколько десятков миллионов рублей. А подход к формированию Палаты вообще оригинален. Чтобы назначить уполномоченного по правам предпринимателей, нужно, как выяснилось, все-таки посоветоваться с предпринимателями. Почему же уполномоченный по правам человека выдвигается без мнения честно’-го народа? Может, людям такая должность вообще без надобности.
Владимир ПУГАЧЕВ